Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 29.11.2022, опубликован на сайте 02.12.2022 под номером 103152, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                     73RS0001-01-2022-003935-92                      

Дело № 33-4795/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               29 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-2709/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Инзенского межрайонного прокурора в интересах Ивановского Егора Владимировича к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Ивановского Егора Владимировича ***., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №180.101.Э.73/2022 от 09.06.2022.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ивановского Егора Владимировича, в счёт компенсации морального вреда 2000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Инзенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ивановского Е.В. к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделения Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что Ивановский Е.В. является инвалидом *** группы. В соответствии с ИПР инвалида №356.18.73/2022 от 10.03.2022. Ивановский Е.В. подлежит обеспечению ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №356.18.73/2022 от 10.03.2022.

Ивановский Е.В. обращался в ГУ УРО ФСС РФ по обеспечению указанными ТСР. Однако до настоящего времени Ивановский Е.В. не обеспечен предусмотренными ИПР техническими средствами реабилитации. Полагает, что в связи с нарушением прав Ивановского Е.В. на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условий реализации им своих прав, в том числе, на получение ТСР необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, последнему были причинены физические и нравственные страдания, которые подлежат возмещению.

Прокурор просил суд обеспечить Ивановского Е.В. ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №356.18.73/2022 от 10.03.2022, взыскать с ответчика в пользу Ивановского Е.В. компенсацию морального вреда в сумме 40 000 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной  экспертизы по Ульяновской области» Министерство труда  и социальной  защиты  Российской Федерации.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда, поскольку нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Не предоставлены доказательства того, что в результате действия ответчика он был лишен принадлежащего ему права на обеспечение ТСР и реализация его права возможна исключительно путем предоставления ему технических средств реабилитации в натуре. Поскольку доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения ТСР не имеется, соответственно оснований для компенсации морального вреда отсутствуют. Отмечает, что выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет ущемление прав других получателей ТСР.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что Ивановский Е.В. является инвалидом *** группы с детства, инвалидность установлена *** согласно справки МСЭ-2020 №0578917 от 14.03.2022 г.

14.03.2022 учреждением медико-санитарной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России утверждена индивидуальная программа реабилитации инвалида Ивановского Е.В. №428.18.73/2022.

В соответствии с вышеуказанной индивидуальной программой реабилитации Ивановский Е.В. нуждается, в том числе, в ***.

07.04.2022 г. Ивановский Е.В. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении указанными средствами реабилитации.

Как следует из отзыва на исковое заявление ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области Минтруда России» в рамках контроля за вынесенным решением Ивановскому Е.В. проведена заочная медико-социальная экспертиза в период с 09.06.2022 г. по 20.06.2022 г. специалистами экспертного состава №1 Главного бюро МСЭ по Ульяновской области.

По результатам проведенной экспертизы нуждаемость Ивановского Е.В. в *** не подтверждена. Решение первичного бюро отменено.

Таким образом, согласно ИПРА инвалида №180.101.Э.73/2022 от 09.06.2022 г. Ивановский Е.В. по прежнему нуждается в ***. В связи с этим, суд удовлетворил требования прокурора в данной части.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Ивановского Е.В.

Частично удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.151 ГК РФ, учел возраст Ивановского Е.В., характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость в техническом средстве реабилитации, невозможность нормальной жизнедеятельности в его отсуствие, что влечет причинение ему нравственных и физических страданий, и определил размер компенсации морального вреда в размере 2 000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.11.2022