Судебный акт
О присуждении компенсации
Документ от 29.11.2022, опубликован на сайте 01.12.2022 под номером 103139, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

73OS0000-01-2022-000276-89

Дело № 3а-264/2022

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

29 ноября 2022 года                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретаре Трошиной П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дылдиной Натальи Павловны к администрации города Ульяновска, муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

установил:

 

Дылдина Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска по гражданскому делу № 2-6145/2015 от 28 декабря 2015 года удовлетворены ее исковые требования к администрации города Ульяновска о понуждении к проведению капитального ремонта многоквартирного дома по *** в ***. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести ремонт фундамента – усиление и замену отдельных участков под наружными стенами, восстановление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции, устройство горизонтальных поясов жесткости, восстановление отмостки вокруг строения с целью предохранения грунта под фундаментом от размывания или переувлажнения; ремонт стен – конопатку стен, частичную переборку стен с добавлением нового материала до 25% с последующим укреплением сжимами, замену обшивки; ремонт брандмауэра кирпичного - заделку трещин, частичную перекладку до 25%, крепление стены поясами, тяжами и т.п.; ремонт кровли –  полную замену кровельного покрытия, замену стропильных ног на площади не менее 50%, смену обрешетки, уборку мусора с перекрытия, замену слухового окна со стороны фасада; ремонт перекрытий – вскрытие перекрытия, частичную замену новыми конструкциями, усиление концов балок, частичную замену наката, антисептирование древесины, усиление междуэтажных перекрытий, восстановление штукатурки; замену оконных блоков; замену дверного блока; ремонт деревянной лестницы – заделку трещин, ремонт ступеней, перил, частичную замену настила площадок; полную замену системы холодного водоснабжения (ХВС); полную замену системы канализации, в том числе и фановых труб; ремонт электропроводки в местах общего пользования.

20 мая 2016 года по данному решению суда было возбуждено исполнительное производство.

Решением Ульяновского областного суда от 12 августа 2021 года ввиду длительного неисполнения указанного судебного решения ей была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

На момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено.

В связи с  этим Дылдина Н.П. просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Финансовое управление администрации города Ульяновска,  администрация города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска; в качестве заинтересованного лица -  Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебное заседание административный истец Дылдина Н.П. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель административного истца Анисимова Л.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просила учесть судебную практику по делам рассматриваемой категории. Сообщила, что решение суда не исполнено.  

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков Администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, просит в иске отказать. В объединенном письменном отзыве на иск указал, что администрация г.Ульяновска не уклоняется от исполнения решения суда. Администрация г.Ульяновска является бюджетным учреждением и не может за счет собственных внутренних резервов  самостоятельно  выполнить работы, определенные в судебном решении. Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Все денежные средства имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета, утвержденной решением Ульяновской Городской думы от 8 декабря 2021 года № 214 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». По состоянию на 2022 год  на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов  по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится 389 исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о понуждении администрации произвести капитальный ремонт многоквартирных домов и жилых помещений, общая потребность в денежных средствах на исполнение которых составляет более 5 млрд. руб. Для выполнения работ необходимо заключение муниципальных контрактов, что требует значительных временных затрат. Администрация города предпринимает меры к исполнению судебного решения, но выделяемых из бюджета города денежных средств недостаточно для проведения капитального ремонта дома истца по данному судебному решению. В целях исполнения решения суда администрация г.Ульяновска неоднократно обращалась в Ульяновскую Городскую Думу с предложением рассмотрения возможности выделения дополнительного финансирования на исполнение судебных решений. В настоящее время исполнить в полном объеме решение суда невозможно без соответствующих изменений в бюджет. Выделенных из бюджета МО «город Ульяновск» денежных средств недостаточно для исполнения решения суда. Вопрос проведения работ по капитальному ремонту данного дома будет рассмотрен при формировании бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Полагает, что взыскание компенсации нарушит имущественные права администрации г.Ульяновска.

Представитель административного ответчика Финансового управления Администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен. Согласно письменному отзыву, в иске просит отказать. Доводы отзыва аналогичны доводам, изложенным  в письменном отзыве административных ответчиков Администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения представителя административного истца,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, обозрев гражданское  дело № 2-6145/2015 Ленинского районного суда г.Ульяновска, исполнительное производство № 20872/16/73017-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2015 года по делу № 2-6145/2015 были удовлетворены исковые требования Дылдиной Н.П., *** – на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность провести капитальный ремонт в ***, а именно: ремонт фундамента – усиление и замену отдельных участков под наружными стенами, восстановление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции, устройство горизонтальных поясов жесткости, восстановление отмостки вокруг строения с целью предохранения грунта под фундаментом от размывания или переувлажнения; ремонт стен – конопатку стен, частичную переборку стен с добавлением нового материала до 25% с последующим укреплением сжимами, замену обшивки; ремонт брандмауэра кирпичного - заделку трещин, частичную перекладку до 25%, крепление стены поясами, тяжами и т.п.; ремонт кровли –  полную замену кровельного покрытия, замену стропильных ног на площади не менее 50%, смену обрешетки, уборку мусора с перекрытия, замену слухового окна со стороны фасада; ремонт перекрытий – вскрытие перекрытия, частичную замену новыми конструкциями, усиление концов балок, частичную замену наката, антисептирование древесины, усиление междуэтажных перекрытий, восстановление штукатурки; замену оконных блоков; замену дверного блока; ремонт деревянной лестницы – заделку трещин, ремонт ступеней, перил, частичную замену настила площадок; полную замену системы холодного водоснабжения (ХВС); полную замену системы канализации, в том числе и фановых труб; ремонт электропроводки в местах общего пользования.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 12 апреля 2016 года решение Ленинского районного суда г.. Ульяновска от 28 декабря 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Ульяновска- без удовлетворения.

Указанное решение суда вступило в законную силу 12 апреля 2016 года.

16 мая 2016 года по данному решению суда был выдан исполнительный лист серии ФС  № 004749209, который предъявлен в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 18 мая 2016 года, где 20 мая 2016 года было возбуждено исполнительное производство № 20872/16/73017-ИП.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением  Ульяновского  областного  суда  от  12 августа 2021 года по административному делу № 3а-154/2021 по административному исковому заявлению Дылдиной Н.П. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок Дылдиной Н.П. присуждена компенсация в размере 50 000 рублей.

Решение суда вступило в законную силу 14 сентября 2021 года.

Указанным решением суда установлено, что период неисполнения судебного решения на момент разрешения административного спора составлял  5 лет 2 месяца 23 дня.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 декабря 2015 года не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Дылдина Н.П. обратилась в суд 13 октября 2022 года,  то есть  в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Как следует из исполнительного производства, после  вынесения решения Ульяновского областного суда от 12 августа 2021 года Администрацией города Ульяновска каких-либо действенных мер, направленных на реальное исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2015 года не принималось. Судебным приставом-исполнителем фиксировались факты неисполнения судебного решения, назначались новые сроки исполнения, должник был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. Постановление отменено решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 06.10.2022 года по делу № 12-878/2022 за отсутствием состава административного правонарушения по причине неверной квалификации деяния.

Длительность неисполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2015 года со дня, следующего за днем вынесения Ульяновским областным судом 12 августа 2021 года, и до дня рассмотрения настоящего дела составила 1 год 3 месяца 16 дней. Общая продолжительность неисполнения указанного решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2015 года (с момента вступления решения суда в законную силу) составила 6 лет 7 месяцев 17 дней.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные административными ответчиками обстоятельства в обоснование доводов о невозможности своевременного исполнения решения суда свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решений суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Дылдина Н.П. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Дылдиной Н.П. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

В связи с изложенным, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Дылдиной Натальи Павловны удовлетворить частично.

Присудить Дылдиной Наталье Павловне  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Дылдиной Натальи Павловны компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 15 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Дылдиной Натальи Павловны отказать.

Решение подлежит исполнению Финансовым управлением администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 29 ноября 2022 года.