Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 22.11.2022, опубликован на сайте 09.12.2022 под номером 103125, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-003773-93      

Судья Кузнецова О.В.                                                                        Дело № 33-4713/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    22 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 июня 2022 года по гражданскому делу № 2-2669/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней М*** Е*** И*** удовлетворить.

Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней М*** Е*** И*** рецепты на обеспечение *** в количестве по 2 штуки в месяц.  

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  несовершеннолетнюю М*** Е*** И*** ***) в количестве по 2 штуки в месяц.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор   Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах *** М*** Е.И., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» (далее - ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска»), Министерству здравоохранения  Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечивать системой непрерывного мониторирования гликемии.

Требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя М*** Е.И., ***2009 года рождения является ***, страдает ***. Согласно выпискам из истории болезни ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», рекомендаций врача-эндокринолога ООО «Медицинский центр «Зарядье» ей рекомендован самоконтроль *** в частности *** противопоказаний для его использования не выявлено.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение М*** Е.И. ***, не приняты, льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторирования ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не выписываются.

Просил суд обязать  ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней М*** Е.И.  рецепты на обеспечение *** в количестве по 2 штуки в месяц, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  несовершеннолетнюю М*** Е.И. данной *** в указанном количестве.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что *** является дополнительной функцией в ***, при использовании для удобства родителей несовершеннолетней, но не заменяет тест-полоски и не является жизненно важным, включенным в перечень медицинских изделий Стандартов медицинской помощи детям при ***, утвержденных Приказом Минздрава России от 22.01.2021 №22н. Соответственно ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не может выписывать льготный рецепт на обеспечение данным медицинским изделием.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области просит решение суда отменить.

Считает, что решением суда нарушены права и законные интересы Министерства. Указывает, что данная система не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н. Услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена. Медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, в утвержденный перечень медицинских изделий данная система не включена. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счёт. Закупка данного медицинского изделия, не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством  Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений  (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан.               В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней ***

Как следует из материалов дела и  установлено судом первой инстанции,   М*** Е.И., ***2009 года рождения, имеет статус *** по заболеванию ***

Нуждаемость несовершеннолетней М*** Е.И. в использовании *** подтверждается записями в медицинских картах врача ООО «Медицинского центра «Зарядье» Зотовой В.В.   

Показаниями врача - эндокринолога ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» Малышевой Л.В., врача - эндокринолога медицинского центра «Зарядье» Зотовой В.В. подтверждается нуждаемость несовершеннолетней М*** Е.И. в постоянном использовании *** в количестве по 2 штуки в месяц в дополнение к постоянному использованию ***.

Доказательства, опровергающие нуждаемость несовершеннолетней М*** Е.И. в использовании данной *** в указанном количестве, представителями ответчиков в материалы дела не представлены. 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, полагая права *** М*** Е.И. нарушенными, обратился в суд с данным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.        

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах *** М*** Е.И., суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи больным с  ***, утвержденным приказом Минздрава РФ № 1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение *** относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание показания врача -эндокринолога ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» Малышевой Л.В., врача- эндокринолога медицинского центра «Зарядье» Зотовой В.В. о нуждаемости в ***, которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень ***, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня *** и предотвращать нежелательные последствия заболевания, учитывал возраст М*** Е.И., частые *** в течение суток, необходимость особого тщательного контроля ***, нечувствительность М*** Е.И. к низким и высоким сахарам, а так же то, что ребенок обучается в школе, где отсутствует возможность постоянного самостоятельного использования ***

Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Ответчик ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не выполнило свою обязанность по выписке рецептов на обеспечение ***, а Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению *** медицинским изделием - ***.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о возложении обязанности на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней М*** Е.И. рецепты на обеспечение *** в количестве по 2 штуки в месяц, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю М*** Е.И. *** в количестве по 2 штуки в месяц.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области о неправомерности удовлетворения иска, отсутствия бездействия ответчика в обеспечении истца медицинскими изделиями приводились ранее, по существу направлены на иную оценку доказательств. Данные доводы являлись предметом оценки суда первой инстанции, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном постановлении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнить возложенные на Министерство обязательства не представляется возможным, поскольку ответственность по обеспечению указанным медицинским изделием, не может быть возложена непосредственно на Министерство и будет являться нарушением бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств не состоятельны.

В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Возлагая на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней М*** Е.И. рецепты на обеспечение *** а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить М*** Е.И. данным медицинским изделием, суд первой инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства не обеспеченности потребностей ***, как лица страдающего заболеванием *** в изделиях медицинского назначения, обоснованно исходил из ненадлежащего исполнения данными ответчиками вышеуказанных обязанностей, которые вопреки ошибочным суждениям заявителей нашли свое подтверждение.

Доводы апелляционной жалобы ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» о том, что исполнить возложенные на медицинское учреждение обязательства не представляется возможным, поскольку *** не включены в перечень медицинских изделий, утвержденных стандартом медицинской помощи детям при ***,  не состоятельны.

Доказательств, опровергающих нуждаемость М*** Е.И. в обеспечении вышеуказанным медицинским изделием, ответчиками не представлено.

Судебная коллегия считает, что право *** на применение медицинского изделия, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинского показания (по жизненным показаниям) гарантировано ст. 37 ч. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия                

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области, Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2022 года.