Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 22.11.2022, опубликован на сайте 02.12.2022 под номером 103119, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Инкин В.А.                                                   73RS0013-01-2022-002658-86

Дело № 33-4630/2022   

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г.Димитровграда Ульяновской области, апелляционную жалобу Неклюдовой Екатерины Николаевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-1258/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего С*** к  Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к  обеспечению медицинскими изделиями, возмещении расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с  Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу Неклюдовой Екатерины Николаевны  в размере  19837 рублей 50 копеек (девятнадцать тысяч восемьсот тридцать семь рублей пятьдесят копеек), затраченные на приобретение медицинского препарата *** по рецептам: серии 7321I1 №1000440447 от 07.12.2021, серии 7321I1 №1000419108 от 21.09.2021, серии 7321I1 №1000468989 от 22.03.2022 и  денежные средства в размере 257 (двести пятьдесят семь) рублей затраченные на приобретение *** по рецептам: серии 7321I1 №1000440491 от 07.12.2021, серии 7321I1 №1000419119 от 21.09.2021 для несовершеннолетнего сына С***, *** года рождения.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С***, *** года рождения компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего С*** к  Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к  обеспечению С***,*** года рождения медицинскими изделиями - *** в соответствии с назначением врача, возмещении расходов на приобретение системы *** в пользу Неклюдовой Екатерины Николаевны отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего С***,*** года рождения к  Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к  обеспечению С***, *** года рождения медицинскими изделиями - *** в соответствии с назначением врача отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Неклюдовой Е.Н., законного представителя несовершеннолетнего С***., поддержавшей апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора и удовлетворении иска в полном объеме,  судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском,  в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего С***. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к  обеспечению медицинскими изделиями, возмещении расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города, в связи с поступившим обращением матери несовершеннолетнего С***., *** года рождения – Неклюдовой Е.Н.  проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области, Федеральным государственным бюджетным учреждением  «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства. С***., *** года рождения, является ***инвалидом, страдающим ***. в связи с чем, имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Ребенок на ***, в связи с чем необходимо осуществлять регулярный самоконтроль *** не менее 5-6 раз в сутки. Ребенку установлена ***. Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н утвержден стандарт медицинской помощи детям ***. Согласно Клиническим рекомендациям по лечению *** у детей для контроля *** рекомендованы системы *** (далее - ***). Системы *** измеряют *** в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожно ***. Доступные в настоящее время системы *** могут быть условно разделены на три категории: 1) *** в «слепом» режиме или т.н. профессиональные ***; 2) *** в реальном времени; 3) периодически сканируемый/просматриваемый *** - или ***. Особенностью систем *** в «слепом» режиме является ретроспективный характер получаемых за короткий промежуток времени данных. Основным назначением данного метода является объективная оценка *** профиля, выявление скрытых эпизодов *** с целью коррекции проводимого лечения, а также обучение пациентов. Особенностью систем *** в реальном времени является наличие сигналов тревоги, которые активируются при достижении *** пороговых значений, прогнозировании этих значений, а также при достижении порогового уровня скорости изменения ***. Некоторые модели систем НМГ в «реальном» времени передают данные об уровне *** непосредственно на смартфон, откуда они могут быть сохранены на сервере в сети Интернет и использованы для удаленного мониторинга. Измерение *** может быть дополнено использованием непрерывного *** в реальном времени или ***, однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения *** может быть меньше. Исследование уровня *** методом *** (код медицинской услуги А09.05.023.001 «Исследование уровня *** методом ***») включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним. Вместе с тем, С***. в  2022 году не обеспечен указанными медицинскими изделиями, системы длительного (непрерывного) ***: *** для прокола приобретались матерью  самостоятельно, на что было потрачено 18722 руб. Кроме того в 2021 году и истекшем периоде 2022 лечащим врачом С*** были выписаны рецепты для получения ***. При обращении в аптечный пункт в выдаче медицинских изделий и *** было отказано, в связи их отсутствия на складе, поэтому они были приобретены Неклюдовой Е.Н. за собственные денежные средства на что было потрачено 38873 руб. Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями является обязанностью Министерства, исполнение которой возложено на него действующим законодательством, каких-либо мер, направленных на обеспечение детей, страдающих ***, проживающих на территории Ульяновской области не принято, что свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» организовать обеспечение С***., *** года рождения медицинскими изделиями - системой *** *** в соответствии с назначением врача,  взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу Неклюдовой Е.Н.  в размере 38 873 руб., затраченные на приобретение медицинских изделий: *** и лекарственного препарата ***  для несовершеннолетнего сына С***., а также взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С*** в счет компенсации морального вреда 20000 руб. 

В судебном заседании помощник прокурора г. Димитровграда Захарова В.С. исковые требования уточнила, просила  организовать обеспечение С***., *** года рождения медицинскими изделиями - системой *** в соответствии с назначением врача,  взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу Неклюдовой Е.Н. в размере 38 873 руб., затраченные на приобретение медицинских изделий: системы *** и лекарственного препарата ***  для несовершеннолетнего сына С***., взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С***. в счет компенсации морального вреда 20 000 руб. 

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г.Димитровграда Ульяновской области просит решение суда отменить. В обоснование представления указывает доводы, аналогичные, изложенным в иске. Отмечает, что С***. длительное время не были выданы медицинские изделия, что негативно влияет на состояние его здоровья. В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего Неклюдова А.К. пояснила, что *** устанавливается на руку ребенка на 14 дней. С него поступает информация об уровне *** ребенка, постоянно на ее телефон и она имеет возможность принять оперативные меры к его нормализации, что способствует недопущению резкого ухудшения самочувствия сына, в том числе впадения в состояние комы. Кроме того, *** позволяет существенно уменьшить количество проколов у ребенка.

В апелляционном жалобе Неклюдова Е.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что право на получение лекарственных средств и медицинских изделий, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 3890 не зависит от права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета и следовательно, наличия или отсутствия соответствующего медицинского изделия в перечне, утвержденном распоряжением правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р. Судом не приняты во внимание положения Клинических рекомендаций «***, утвержденных Министерством здравоохранения РФ, согласно которым рекомендуется проведение у пациентов с СД1 регулярного контроля *** с целью достижения оптимального *** контроля и снижения риска осложнений ***. Кроме того, применение систем непрерывного *** с целью диагностики и лечения *** у ее сына обусловлено не только желанием родителей, но и рекомендациями врачей и жизненными показаниями пациента. Отмечает, что системы *** *** входят в действующий стандарт медицинской помощи и предусмотрены соответствующими клиническими рекомендациями, в связи с чем, их назначение и применение не требует обязательного проведения врачебной комиссии по данному вопросу. Учитывая тот факт, что изменение *** невозможно без ***, а *** носят одноразовый характер, считает, что ребенок должен наряду с *** обеспечиваться бесплатно *** на основании постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890.

В возражениях на апелляционное представление прокурора Министерство здравоохранения Ульяновской области просит  решение суда оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу, апелляционное представление  ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» просит  решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Неклюдовой Е.Н. - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний С***, *** года рождения, является ***инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 №2404418 от 16.04.2020 (л.д.47).

С***. страдает  ***, ему рекомендован самоконтроль *** с обязательным ведением дневника самоконтроля.

Согласно выписного эпикриза, выданного ГУЗ УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева (л.д.25-27) С***. находился на лечении в данном лечебном учреждении  в период  с 13.12.20220.12.2021. После лечения ему рекомендовано продолжить ***.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетнего С***.., страдающего ***, ***инвалида к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к оформлению рецептов, организации обеспечения по приобретению системы длительного (непрерывного) ***, взыскании затраченных на приобретение *** денежных средств, суд первой инстанции исходил из того, что решения  врачебной комиссией   о необходимости применения С***. по жизненным показаниям  системы длительного (непрерывного) ***, не  имеется.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, в связи с чем находит доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10.9.

Из материалов дела следует, что С***. является ***инвалидом,  страдает *** в связи с чем, наблюдается у врача-***.

Согласно выписке из медицинской карты (л.д.91-92), в период нахождения ребенка в ФГБОУВО Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Клиническая больница имени С.Р. Миротворцева  С***. по квоте ВМП  в условиях стационара проведена  03.06.2020 установка ***. Так же даны лечебные рекомендации о необходимости суточного контроля *** при помощи системы ***.

07.12.2021 Салаватову Р.А. был выписан льготный рецепт на обеспечение его системой *** с длительностью не менее 14 дней (л.д.49).

Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение  С***. системой *** не принимались.

В связи с нуждаемостью ***инвалида в системе длительного *** мать ребенка – Неклюдова Е.Н приобрела за счет собственных средств *** на сумму 31 280 руб.(л.д50-51,56-57,60-61). Так же установлена необходимость приобретения *** (л.д.89-90), которых было приобретено на сумму 762 руб.  Факт приобретения указанных медицинских изделий и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается товарными и кассовыми чеками.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при ***.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению ***, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее ***, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

*** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось, в связи с чем принятое судом решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего С*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению медицинскими изделиями – *** в соответствии с назначением врача, взыскании денежных средств за приобретенные медицинские изделия судебная коллегия не может признать правильным.

В силу ч.2 ст.330 ГПК РФ неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства обязанности выписывать С***. ***  года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение системой  ***  в соответствии с рекомендациями врача, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать С***. на основании выписанных рецептов медицинским изделием – системой ***, взыскав с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Неклюдовой Е.Н., действующей в интересах С***. компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме 32042 руб.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего С***. необходимыми  лекарственными препаратами  ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истицы компенсации причиненного морального вреда.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что судебная коллегия удовлетворяет  требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать С***. медицинским изделием – ***, которой ***инвалид не был обеспечен, родителям пришлось за собственные денежные средства приобретать указанное медицинское изделие, судебная коллегия приходит к выводу, что компенсация морального вреда, взысканная в пользу несовершеннолетнего ***инвалида не соответствует требованиям разумности и справедливости, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым увеличить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истицы, и определить ее в размере 8 000 рублей.

В остальной части решение суда  сторонами не обжалуется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда в интересах  несовершеннолетнего С*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства  выписывать С***, *** года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение ***  в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать С***, *** года рождения, на основании выписанных рецептов медицинскими изделиями ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Неклюдовой Екатерины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетнего С***, *** года рождения, компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий *** в сумме 32042 рублей.

Решение суда в части компенсации морального вреда изменить.

Увеличить размер компенсации морального вреда взысканного с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  *** до 8 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2022 года.