Судебный акт
Об оспаривании действий
Документ от 11.11.2022, опубликован на сайте 01.12.2022 под номером 103102, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                           Дело № 3а-242/2022

73OS0000-01-2022-000242-94

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 ноября 2022 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Засвияжский Дом Быта» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки»  о признании незаконными действий по включению земельного участка в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения о которых внесены изменения в ЕГРН, влекущие изменение кадастровой стоимости, по ограничению периода применения кадастровой стоимости, определенной  в размере рыночной стоимости, возложении обязанности по установлению периода применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка, об аннулирования акта об определении кадастровой стоимости земельного участка, о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, обязании исключить из ЕГРН сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка и внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Засвияжский Дом Быта» (далее также ООО «Засвияжский Дом Быта», общество) обратилось в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия федерального государственного бюджетного  учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также ФГБУ «ФКП Росреестра») по включению в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения (далее также перечень), формируемый в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Закона о государственной кадастровой оценке), земельного участка с кадастровым номером ***;  признании незаконными действия, выразившиеся в ограничении периода применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной  решением № УРС-73/2021/001227  от 24 ноября 2021 года, с 1 января 2021 года до 2 июля 2021 года, возложении обязанности  установить период применения кадастровой стоимости   в   размере   рыночной   стоимости,  установленной   решением № УРС-73/2021/001227  от 24 ноября 2021 года, определяемый в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции Федерального закона от  3 июля 2016 года № 237-ФЗ; признании незаконными действий областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО», учреждение) по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб., определенной АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества в установленном законом порядке путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года в части, определяющей кадастровую стоимость в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 2 июля 2021 года, признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее также Управление Росреестра по Ульяновской области) по внесению в ЕГРН 23 июля 2021 года сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб., определенной АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года по состоянию на 2 июля 2021 года,  возложении обязанности на Управление Росреестра по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРН сведений об указанной кадастровой стоимости, указания  в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ***,  установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от 24 ноября 2021 года в размере 10 295 084 руб. 90 коп.

В обоснование требований указало, что общество являлось собственником указанного земельного участка с кадастровым номером ***. В декабре 2021 года им был продан указанный земельный участок Карама М.Г.

По заявлению общества ООО «ЦГКО» было принято 24 ноября 2021 года решение № УРС-73/2021/001227 об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2021 года 10 295 084 руб.  90 коп.  Однако период применения данной кадастровой стоимости в ЕГРН был указан ФГБУ «ФКП Росреестра» с 1 января по 1 июля 2021 года, поскольку 2 июля 2021 года в ЕГРН были внесены изменения в части сведений об ограничении (зоне с реестровым номером ***) в отношении спорного земельного участка, в связи с чем в ОГБУ «ЦГКО» был направлен перечень вновь учтенных, ранее учтенных ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, содержащий указанные сведения о зоне ограничений, явившиеся основанием для перерасчета ОГБУ «ЦГКО» кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** и для внесения сведений о данной кадастровой стоимости в ЕГРН с указанием начала периода применения с 2 июля 2021 года.   

На момент составления отчета об оценке № с17205/3 от 20 октября 2021 года, явившегося основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, сведения об ограничении в ЕГРН  были учтены при проведении оценки, они не влияют на расчет рыночной стоимости  на дату оценки, так как не изменяют характеристик оцениваемого участка, эти сведения  были известны ОГБУ «ЦГКО» при проверке указанного отчета об оценке и принятии решения.

Перечисленные в Порядке определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный  реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости  сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514, в качестве оснований для определения кадастровой стоимости изменения сведений об объекте недвижимости  в отношении земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют.

Это свидетельствует о незаконности вышеуказанных оспариваемых действий ФГБУ  «ФКП Росреестра» по включению земельного участка в перечень,  действий ОГБУ «ЦГКО» по определению кадастровой стоимости на основании сведений указанного перечня и действий Управлению Ресреестра по Ульяновской области по последующему включению  в ЕГРН сведений о данной кадастровой стоимости и периоде её применения.

Судом привлечены к участию в  деле в качестве заинтересованных лиц  администрация города Ульяновска, Карама М.Г.

Представитель административного истца ООО «Засвияжский Дом Быта» Романычева  Л.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований  по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Никитина М.И. в ходе рассмотрения дел  просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра», указывая на законность действий учреждения в силу следующего.

Информация  об изменениях в сведениях ЕГРН в связи с установлением ограничений в отношении спорного земельного участка была передана учреждением в ОГБУ «ЦГКО» в порядке межведомственного взаимодействия, что является обязанностью органа регистрации прав в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, включая  ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны территории, указанные в п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», являются основанием для включения земельного участка в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2  Порядка формирования  и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0283.

Внесение в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, являются основанием для проведения кадастровой оценки между турами очередной кадастровой оценки в порядке статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

Представитель ОГБУ «ЦГКО» Павлова Е.В.  в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что  учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости в период между турами в случае поступления из органа государственной регистрации объектов недвижимости сведений об изменении количественных и качественных характеристик объекта; рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости  объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости  и принятие решений по нему в соответствии со статьями 16, 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки.

В результате изменения ценообразующей характеристики в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, а именно: в связи с поступлением информации о внесении в ЕГРН 2 июля 2021 года сведений об ограничении данного земельного участка  в связи с установлением охранной зоны сооружения (газопровода), ОГБУ «ЦГКО» правомерно был произведен перерасчет кадастровой стоимости, которая составила 15 969 365 руб. 23 коп. 

По заявлению ООО «Засвияжский Дом Быта» решением № УРС-73/2021/001227 от 24 ноября 2021 года установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2021 года -  10 295 084 руб. 90 коп., определенной  отчетом об оценке рыночной стоимости № с1205/3 от 20 октября 2021 года, выполненным ООО «МДЦ». 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В возражениях на административный иск просил отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости не основании поступивших из ОГБУ «ЦГКО»  решения и актов об определении кадастровой стоимости входит в полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра».

Кроме того, главой 5 Федерального закона от 13 августа 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также Закона о регистрации), в том числе ч. 8 ст. 38, не установлено право органа регистрации прав не вносить в ЕГРН сведения, представленные в уведомительном порядке. Также данным Законом о регистрации не установлены полномочия органа регистрации прав по проверке представленных в уведомительном порядке сведений.

Представитель администрации г. Ульяновска, Карама М.Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав  доводы лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Материалами дела установлено, что ООО «Засвияжский Дом Быта» являлось с  22 июня 2006 года собственником земельного участка,  площадью 5090 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под зданием Дома Быта (л.д.99-103 т. 1).

ООО «Засвияжский Дом Быта» продало указанный земельный участок Карама М.Г., право собственности которой на него было зарегистрировано в установленном законодательством порядке 9 декабря 2021 года (л.д. 107-115 т. 1).

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что ООО «Засвияжский Дом Быта», права и обязанности которого как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных  пунктов Ульяновской области» утверждена кадастровая  стоимость указанного земельного участка  по состоянию на 1 января 2020 года в размере 16 988 686 руб. 42 коп., сведения о данной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 12 января 2021 года.

Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 19 ноября 2019 года № 188-пр «Об утверждении границы охранной зоны сооружения (газопровод), протяженностью 23499 м, адрес: *** и наложении ограничений (обременений) на входящие в неё земельные участки» (далее также приказ Министерства от 19 ноября 2019 года № 188-пр) утверждены границы  указанной охранной зоны сооружения (газопровода),  в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии двух метров с каждой стороны газопровода, общей площадью 82704 кв.м. (л.д.74-101 т. 2).

Границы указанной охранной зоны сооружения (газопровода) проходит по большому количеству земельных участков, в том числе по спорному земельному участку с кадастровым номером ***, при этом его площадь составляет 308 кв.м. (л.д. 70, 101 т. 2).

На основании поступивших из Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области документов, в том числе указанного приказа  Министерства от 19 ноября 2019 года № 188-пр и приложения к нему № 1 – границ указанной охранной зоны,  1 июля 2021 года в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории – охранной зоне сооружения (газопровода),  протяженностью 23499 м, адрес: ***, зоне присвоен реестровый номер ***, 2 июля 2021 года в ЕГРН внесены сведения об ограничениях, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, связанных с его  частичным расположением в границах установленной охранной зоны сооружения (газопровода) (л.д.13-61 т. 2).

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ульяновской области  сформировало и направило 4 июля 2021 года  в ОГБУ «ЦГКО»  Перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения о которых внесены изменения в ЕГРН, влекущие за собой изменение кадастровой стоимости, в который были включены вышеуказанные сведения об ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, внесенные в ЕГРН 2 июля 2021 года (л.д. 66-68 т. 2).

ОГБУ «ЦГКО» на основании сведений указанного Перечня об ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером *** произвело перерасчет его кадастровой стоимости с учетом установления в отношении него ограничений. Кадастровая стоимость была определена в акте об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года и составила  по состоянию на 2 июля 2021 года, 15 969 365 руб. 23 коп.  В данном акте указана дата возникновения основания для  определения кадастровой стоимости  - 2 июля 2021 года (л.д.48 т. 3).

ОГБУ «ЦГКО» направило акт  об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, который, в свою очередь, внес 23 июля 2021 года в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости  земельного участка с кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб. 23 коп. Дата  начала применения указанной кадастровой стоимости - 2 июля 2021 года (л.д. 12 т. 2).

ООО «Засвияжский Дом Быта» обратилось 25 октября 2021 года в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***   в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2021 года, приложив к заявлению отчет об оценке земельного участка № с17205/3 от 20 октября 2021 года, выполненный ООО «Многопрофильный деловой центр», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июля 2021 года составила 10 295 084 руб. 90 коп (л.д.60-103 т. 3). При этом из содержания указанного отчета оценщика не усматривается, что рыночная стоимость земельного участка определялась оценщиком с учетом наличия установленных в отношении земельного участка ограничений – охранной зоны сооружения (газопровода) с реестровым номером ***, поскольку в отчете отражена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах в отношении данного земельного участка по состоянию на 20 октября 2021 года, в которой не содержится сведений о наличии указанной охранной зоны.  Кроме того, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 июля 2021 года, то есть до внесения в ЕГРН сведений об ограничении в отношении спорного земельного участка.

Решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от 24 ноября 2021 года по результатам рассмотрения заявления ООО «Засвияжский Дом Быта» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***  была  установлена  в  размере рыночной стоимости, равной по состоянию  на 1 июля 2021 года 10 295 084 руб. 90 коп., определенной  отчетом об оценке земельного участка № с17205/3, выполненным  ООО «Многопрофильный деловой центр».

26 ноября 2021 года в ЕГРН в отношении указанного земельного участка  с кадастровым номером ***  были внесены в соответствии с указанным решением ОГБУ «ЦГКО» сведения о его кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости -  10 295 084 руб. 90 коп. При этом период применения указанной кадастровой стоимости был определен с 1 января по 2 июля 2021 года (л.д. 11 т. 2).

Разрешая требование административного иска о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по включению в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, формируемый в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке, суд руководствуется следующим.

Согласно статье 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей  в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года № П/0283 утвержден Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (далее также Порядок).

В силу подпункта 4 пункта 2 указанного Порядка к перечням объектов недвижимости, формируемых для целей определения кадастровой стоимости, относятся перечни вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, формируемый в соответствии со статей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным   федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, федеральным государственным бюджетным учреждением.

Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета  (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них) внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости (пункт 7).

Согласно пункту 11 Порядка в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8-19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2-12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения. 

Пункт 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также Закон о регистрации) предусматривает внесение в кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, а именно: сведений о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что внесение в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории и о расположении земельного участка полностью или частично в границах данной зоны является основанием для внесения соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением указанных сведений в перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, и направления данного перечня в бюджетное учреждение, уполномоченное определять кадастровую стоимость объекта недвижимости в данном случае.

С учетом этого, принимая во внимание  внесение 2 тюля 2021 года в ЕГРН сведений об ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в связи с внесением в ЕГРН сведений о  зоне с особыми условиями использования территории – охранной зоне сооружения (газопровода),  протяженностью 23499 м, адрес: ***, , суд считает правомерными действия подведомственного Росреестру  ФГБУ «ФКП Росреестра» по включению в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, формируемый в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке, сведений об ограничении  в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в связи наложением на него частично указанной охранной зоны сооружения (газопровода).

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца, заявленных к ФГБУ «ФКП «Росреестра», следует отказать.

По требованию административного истца о признании незаконными действий ОГБУ «ЦГКО» по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с поступлением из ФГБУ «ФКП Росреестра» сведений о нахождении указанного земельного участка в границах охранной зоны сооружения (газопровода) суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки.

На территории Ульяновской области полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2020 года, наделено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки».

Согласно статье 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей  в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением (часть 4).

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6).

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7).

Приведенные положения Закона о государственной кадастровой оценке не допускают произвольного пересмотра кадастровой  стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между турами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.

В соответствии с  Законом о регистрации единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации  сведений.

В части 2 статьи 8 Закона о регистрации  недвижимости перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости отнесены сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 – 3 ст. 38 Закона о регистрации недвижимости вносятся в уведомительном порядке.

Как было указано выше, пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона о регистрации предусмотрено, что как дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН, относится к качественным характеристикам данного объекта недвижимости.

Частью 3 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

На момент возникновения спорных правоотношений действовали Методические указания о  государственной кадастровой оценке (далее также Методические указания), утвержденные приказом Министерства экономического  развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226. 

Пункт 1.11 Методических указаний предусматривал, что определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений  прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 12.1 Методических указаний (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

Пунктом 12.2 указанных Методических указаний предусматривалось, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из анализа п. 12.1, 12.2 Методических указаний, в совокупности с ч. 3 ст. 14 Закона о государственной кадастровой оценки и п. 1.1 Методических указаний следует, что поступление в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценки.

В ходе рассмотрения дела установлено, что кадастровая стоимость земель населенных  пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020 года утверждена Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр. 

Определение кадастровой стоимости произведено ОГБУ «ЦГКО»  в отчете № 01-ГКО/ЗНП-73/2020 об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020г. (отчет размещен на официальном сайте ОГБУ «ЦГКО» https://gko73.ru/otchet-ob-itogah-gko-zemelnyh-uchastkov-2020).

Как следует из показаний в судебном заседании свидетеля - специалиста, оценщика ОГБУ «ЦГКО» ***., разъяснившей порядок применения учреждением методики  определения кадастровой стоимости земельного участка при наличии  обременений (ограничений), её письменных пояснений,  при определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области учреждение руководствовалось Методическими указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденными  Приказом  Минэкономразвития  России  от 12 мая 2017 года № 226.

В соответствии с п. 1.11 Методических указаний № 226 определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

При определении кадастровой стоимости обременения (ограничения) приняты в качестве ценообразующего фактора, оказывающего влияние на кадастровую стоимость в сторону её уменьшения.

Определение кадастровой стоимости осуществлялось учреждением методом массовой оценки, при котором производилось построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Вследствие этого осуществлялась группировка объектов недвижимости со схожими характеристиками, к которым в последующем применялась  корректировка на обременения (ограничения).

Для расчета ограничения прав выбрано 4 фактора, оказывающих влияние на стоимость: 1) доля земельного участка, на которую распространяется ограничение, в общей площади земельного участка; 2) степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав; 3) интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права; 4) степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком (отчуждение земельного участка или совершение с ним сделок иного рода).

Для факторов: 1) доля земельного участка, на которую распространяется ограничение, в общей площади земельного участка; 2) степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав; 3) интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права, выбиралось значение из дискретного состава диапазона от 0% дл 100% с шагом 25%. В случае несовпадения диапазона с шагом 25% (например, 12%) применялось округление в большую сторону.

В случае невозможности установить степень ограничения пользования и интенсивность использования в результате установления ограничения прав, значение принималось в размере 0%.

При расчете ограничения прав фактор корректировки на площадь учитывался только для тех объектов, у которых в Перечне содержались сведения о площади ограничения.

Модель определения кадастровой стоимости не позволяла в рамках массовой оценки соотнести степень влияния ограничения обременения  на индивидуальный земельный участок.

Для фактора  4) степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком (отчуждение земельного участка или совершение с ним сделок иного рода) – значение фактора принималось в размере 0,25% (ниже среднего), поскольку наличие ограничения воспринимается участниками рынка как незначительное ограничение при совершении сделок, но учитывающее наличие особенностей (содержание ограничений) земельного участка.

Подтверждение иной степени влияния на распоряжение земельным участком в большую или меньшую сторону не представлялось, в связи с чем учреждением принималось минимальное среднее значение данного фактора.

Проставляя уровень фактора – «степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком» 25% учреждение  руководствуется уровнем обремененности, возникающим у собственника объекта недвижимости в связи с созданием условий, препятствующих (усложняющих) реализацию собственником объекта недвижимости на рынке. В соответствии с рыночными данными и проведенным анализом, наиболее востребованностью на рынке недвижимости пользуются земельные участки без ограничений (обременений).  

Поскольку ограничение (обременение) документально установлено и принято в качестве ценообразующего фактора в соответствии с методологией расчета кадастровой стоимости с учетом ограничений (обременений) учреждением осуществляется его учет, выражающийся в снижении кадастровой стоимости

В ходе рассмотрения дела установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020 года сведения об обременениях (ограничениях) отсутствовали. В связи с этим расчет кадастровой стоимости земельного участка был произведен без учета обременения (ограничения) и составил 16 988 686 руб. 42 коп.

После поступления в ОГБУ «ЦГКО» из ФГБУ «ФКП Росреестра» 7 июля 2021 года  информации о внесении в ЕГРН 2 июля 2021 года сведений об обременениях (ограничениях) в отношении спорного земельного участка в виде охранной зоны сооружения (газопровода),  протяженностью 23499 м, адрес: ***, зоне присвоен реестровый номер ***, актом об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года была рассчитана кадастровая стоимость спорного земельного участка и она составила  по состоянию на 2 июля 2021 года 15 969 365 руб. 23 коп.

Расчет кадастровой стоимости производился следующим образом: по критериям оценки – «доля земельного участка, занятая ограничением, в общей площади земельного участка»; «степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав»;  «интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права» были приняты значения 0% - влияние низкое.

По критерию оценки «степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком было принято значение 25% - влияние умеренное.

25% : 4 (количество факторов) = 6,25% или 0,06 (итоговое снижение кадастровой стоимости).

16 988 686 руб. 42 коп. – (16 988 686 руб. 42 коп. х 0,06) = 15 969 365 руб. 23 коп.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб. 23 коп. была рассчитана учреждением без учета сведений о площади наложения охранной зоны сооружения (газопровода) на спорный земельный участок в размере 308 кв.м, поскольку она по отношению к  площади земельного участка, равной  5089,9 кв.м, является незначительной.

Сведения о данной кадастровой стоимости  земельного участка были внесены в ЕГРН 26 ноября 2021 года.  Датой начала применения указанной кадастровой стоимости указано 2 июля 2021 года.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит  к выводу о законности действий ОГБУ «ЦГКО», которое, получив из ФГБУ «ФКП Росреестра» сведения об установлении обременения (ограничения) в отношении спорного земельного участка, обязано было на основании ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке произвести расчет его кадастровой стоимости.

В связи с этим в удовлетворении требований, заявленных истцом к ОГБУ «ЦГКО», о признании  незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб. 23 коп.  актом об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года в части, определяющей кадастровую стоимость земельного участка с  кадастровым номером *** по состоянию на 2 июля 2020 года следует отказать.

По требованиям административного истца, предъявленным к  Управлению Росреестра по Ульяновской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о регистрации недвижимости при поступлении от бюджетного учреждения по определению кадастровой стоимости акта об определении кадастровой стоимости, рассчитанной в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о такой кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления такого акта в орган регистрации прав.

Таким образом, при поступлении из ОГБУ «ЦГКО» акта № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года о кадастровой стоимости спорного земельного участка, рассчитанной в связи с установлением в отношении него ограничения (обременения) в виде охранной зоны, орган регистрации прав обязан был внести указанные сведения в ЕГРН.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 13.1 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Приказом Росреестра от 1 сентября 2011 года № П/331,  внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов относится к полномочиям ФГБУ «ФКП Росреестра».

В связи с этим Управление Росреестра по Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по данным требованиям.

Поскольку суд признал обоснованным произведенный ОГБУ «ЦГКО»  перерасчет кадастровой стоимости земельного участка в связи с  установлением в отношении него ограничения (обременения) в виде охранной зоны сооружения (газопровода), оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН  23 июля 2021 года сведений о кадастровой стоимости земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб., определенной по состоянию на 2 июля 2021 года актом об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем  исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости  земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб.,  указания в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости  земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 10 295 084 руб. 90 коп., установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от  24 ноября 2021 года, не имеется.

По требованиям истца об установлении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от 24 ноября 2021 года, в соответствии с п. 6 части 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия указанного решения № УРС-73/2021/001227 от 24 ноября 2021 года, то есть с 1 января 2021 года и до настоящего времени, суд приходит к следующему.

Статья 18 Закона о государственной кадастровой оценке регулирует вопросы применения сведений о кадастровой стоимости.

Согласно части 1 указанной статьи для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Часть 2 указанной статьи определяет дату начала применения кадастровой стоимости.

Применительно к рассматриваемому спору в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей в юридически значимый период времени),  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Поскольку административный истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 25 октября 2021 года, установленная решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от 24 ноября 2021 года рыночная стоимость земельного участка в размере 10 295 084 руб. 90 коп. подлежит применению с 1 января 2021 года. Указанная дата начала применения кадастровой стоимости представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

Вопреки доводам истца, пункт 6 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценки в редакции, приведенной выше, не определяет дату окончания применения установленной во внесудебном порядке рыночной стоимости объекта недвижимости. 

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В данном случае сведения о земельном участке, повлекшие за собой изменение его кадастровой стоимости (установление в отношении спорного земельного участка ограничений (обременений) в охранной зоне сооружения (газопровода)), были внесены в ЕГРН 2 июля 2021 года.

Подпунктом «в» пункта 3 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке  предусмотрено, что внесенные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, изменяемые вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяются со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере подлежат применению с 2 июля 2021 года.

Учитывая вышеизложенное, рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 10 295 084 руб. 90 коп.  подлежит применению с 1 января по 1 июля 2021 года включительно. С 2 июля 2021 года подлежит применению кадастровая стоимость в размере 15 969 365 руб. 

Доводы истца о том, что внесение в ЕГРН 2 июля 2021 года сведений об  установление в отношении земельного участка с кадастровым номером  *** обременения в виде  охранной зоны сооружения (газопровода) не повлияло на размер рыночной стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 1 июля 2021 года, предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела являться не могут.

Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на конкретную дату (в данном случае на 2 июля 2021 года) производится во внесудебном порядке по правилам, предусмотренным  статьей  22.1  Федерального  закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Засвияжский Дом Быта» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки»

- о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по включению в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения о которых внесены изменения в ЕГРН, влекущие изменение кадастровой стоимости, земельного участка  с кадастровым номером ***, действий, выразившихся в ограничении периода применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка  с кадастровым номером ***, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от  24 ноября 2021 года, с 1 января по 2 июля 2021 года, возложении обязанности установить период применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка  с кадастровым номером ***, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от  24 ноября 2021 года, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в редакции, действовавшей на 24 ноября 2021 года,

- о признании  незаконными действий областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб. актом об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года в части, определяющей кадастровую стоимость земельного участка с  кадастровым номером *** по состоянию на 2 июля 2020 года,

- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по внесению в ЕГРН  23 июля 2021 года сведений о кадастровой стоимости земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб., определенной по состоянию на 2 июля 2021 года актом об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем  исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости  земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 15 969 365 руб.,  определенной по состоянию на 2 июля 2021 года актом об определении кадастровой стоимости № АОКС-73/2021/000150 от 20 июля 2021 года, указания в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости  земельного участка с  кадастровым номером *** в размере 10 295 084 руб. 90 коп., установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-73/2021/001227 от  24 ноября 2021 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                              О.Е.Кинчарова