Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 28.11.2022 под номером 103046, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать бесплатное обеспечение расходными материалами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                           73RS0001-01-2022-003089-11                     

Дело № 33-4501/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Сычёвой О.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 июня 2022 года по гражданскому делу № 2-2156/2022, по которому постановлено:

исковые требования Низамовой Полины Валентиновны – удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать  Низамову Полину Валентиновну *** в количестве 7 шт. в месяц.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской в пользу Низамовой Полины Валентиновны денежные средства в размере 72760,00 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение Низамовой П.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Низамова П.В. обратилась в суд с иском, уточенным в ходе рассмотрения дела, к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств затраченных на приобретение медицинских устройств, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что истец  страдает *** с 2002 года (***) со множественными осложнениями основного заболевания, как то ***. 30.10.2020 для обеспечения жизнедеятельности истцу была установлена *** в условиях ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн». *** была рекомендована истцу по абсолютным показаниям и установлена в рамках программы госгарантий по ВМП-ОМС за счет средств бюджета. Данная *** интегрируется с системой непрерывного мониторинга, это терапевтическое лечение является комплексным. Постоянное непрерывное мониторирование уровня *** позволяет минимизировать возникновение гипогликемических состояний, более точно корректировать ***, у истца  достигнуто улучшение показателей ***, улучшилось самочувствие.

Для беспрерывной работы *** необходим перечень расходных материалов, в том числе ***.

Месячное потребление подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем ***. Первоначально обеспечение вышеуказанными устройствами для *** не осуществлялось. В связи с необходимостью приобретения данных расходных материалов, истец  приобрела за счет своих личных средств расходные материалы на сумму 92270,00 руб.

Просила суд, с учетом уточнения требований, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение Низамовой П.В. *** в количестве 7 шт. в месяц; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Низамовой П.В. денежные средства на приобретение расходных материалов в размере 92 270 руб.; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Низамовой П.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., обратить решение к немедленному исполнению.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Главное бюро медико-социальной  экспертизы по Ульяновской области», Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн», Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое. В обоснование жалобы указывает, что медицинское изделие *** не входит в территориальную программу и не может быть предоставлен на бесплатной основе по рецепту врача. Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден  распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р, где не предусмотрены подобные средства диагностики ***. Кроме того, *** не включен в Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, что также не предоставляет возможности в обеспечении данным медицинским изделием. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка данного медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством ч.1 ст.306 Бюджетного кодека РФ.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что  Низамова П.В. *** года рождения, страдает *** с 2002 года, является инвалидом ***, установлена инвалидность *** группы.

30.10.2020 для обеспечения жизнедеятельности истцу установлена *** в условиях ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн» в рамках программы госгарантий. Согласно выписного эпикриза (л.д.14-15) данная *** установлена на основании заключения врачебной комиссии.

В связи с отказом в обеспечении к данной ***, нуждаемость которая определена в количестве 7 шт. в месяц, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца. Как следует из материалов дела, ввиду отсутствия своевременного обеспечения расходными материалами к *** истец понесла расходы в размере 72760,00 руб., которые были взысканы с ответчика.

Судебная коллегия соглашается с вынесенным решением суда по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (***).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован ***, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, ***, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее - Программа).

В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную *** ***, которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых ***.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения ***, включая ***, осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

*** поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены ***. *** *** в указанный перечень не включены.

Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Бесплатное предоставление расходных материалов к *** входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена ***, то обеспечение его расходными материалами к ***, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Суд первой инстанции, с выводами которого соглашается судебная коллегия, в соответствии с приведенными норма материального права, регулирующих спорные отношения, в целях правильного разрешения заявленных исковых требований определил и е установил в качестве юридически значимого обстоятельства нуждаемость Низамовой П.В.  по жизненным показаниям, с учетом наличия у нее социально значимого заболевания *** и инвалидности вследствие этого заболевания, в непрерывном ***, осуществляемое с помощью сенсора.

Довод ответчика о том, что расходные материалы к *** не относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены истцу бесплатно, сделан без учета положений части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено    22.11.2022