У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2022-007573-77
Судья Козориз Е.Е. Дело
№ 33а-5200/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 22 ноября 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного
учреждения Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 22 сентября 2022 года по делу № 2а-3816/2022,
по которому постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФКУ
«Исправительная колония № 9 УФСИН России по Ульяновской области» об
установлении административного надзора в отношении Юзмухаметова Вадима Саматовича
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя ФКУ ИК-9 УФСИН России по
Ульяновской области Данилова Е.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
возражения Юзмухаметова В.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене,
судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение
«Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области» (далее ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской
области) обратилось в суд с
административным исковым заявлением к
Юзмухаметову В.С. об установлении административного надзора.
В обоснование
требований указано, что Юзмухаметов
В.С. в период нахождения под
административным надзором, установленным решением
суда, совершил преступление, за
которое осужден к лишению свободы с отбыванием
наказания в исправительной колонии строгого режима, что в силу п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011
№64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» влечет безусловное установление административного надзора.
Административный истец просил установить в отношении Юзмухаметова В.С.
административный надзор на срок 3 года с установлением следующих ограничений: запрета пребывания вне жилого или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица,
с 23.00 часов до 06.00
часов; четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания
для
регистрации; запрета посещения мест проведения
массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные,
физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия,
не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки,
смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги,
шествия, демонстрации, пикетирования), проводимые администрацией города по
месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях;
запрета выезжать за пределы субъекта, избранного им для
проживания на территории Российской Федерации.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы
ссылается на доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Решением
Миллеровского районного суда Ростовской области от 17.03.2020 Юзмухаметову
В.С. был установлен административный надзор с установлением административных
ограничений сроком на три года.
Приговором Миллеровского
районного суда Ростовской области от
27.11.2020 Юзмухаметов В.С. осужден по ч.2 ст.314.1 Уголовного кодекса
Российской Федерации к 6 месяцам лишения свободы. На основании ст.70
Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров путем
частичного сложения наказаний по
приговору Миллеровского районного суда Ростовской области от 26.12.2019,
окончательно к отбытию назначено 2 года
лишения свободы, с отбыванием наказания
в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с п.1
ст.1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор -
осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным
из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим
Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за
выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный
надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3
названного Федерального закона преступлений и других правонарушений, оказания
на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты
государственных и общественных интересов (ст.2).
Лица, в отношении
которых может устанавливаться административный надзор, определены в ст.3
Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и в ст.173.1 Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации.
Согласно
разъяснениям, содержащимся в п.3 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы» административный надзор применяется к иностранным
гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на
территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае
принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на
основании решения суда в специальное учреждение.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении в отношении административного ответчика
административного надзора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что
Юзмухаметов В.С., уроженец г.*** *** области ***, является лицом без гражданства и не имеет
законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации после
освобождения из мест лишения свободы, вследствие чего основания для
установления в отношении него административного надзора отсутствуют.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой
инстанции по следующим основаниям.
УФСИН России по Ульяновской области в отношении Юзмухаметова В.С., лица без
гражданства, 11.05.2021 принято решение № *** о неразрешении въезда в
Российскую Федерацию сроком на 3
года после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения
судимости в соответствии с
ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судебная
коллегия принимает во внимание решение УФСИН
России от 01.11.2022 № *** об
отмене решения о неразрешении въезда в
Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего
наснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, в
отношении Юзмухаметова В.С., *** года рождения, № *** от 11.05.2021.
Управлением по
вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области 14.10.2022
Юзмухаметову В.С. выдано временное удостоверение личности лица без
гражданства в Российской Федерации, действительное до 14.10.2032.
Суд апелляционной
инстанции принимает указанные выше
доказательства в качестве новых доказательств по делу в соответствии с ч.2
ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
поскольку они вынесены после принятия
судом решения и не могли быть представлены в суд первой инстанции.
В отношении
Юзмухаметова В.С. 17.08.2022 УМВД России по Ульяновской области принято решение
о его депортации, однако он не был помещен на основании решения суда в специальное учреждение.
При таких
обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о
частичном удовлетворении административного искового заявления ФКУ
ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного
надзора в отношении Юзмухаметова В.С.
В связи с тем, что Юзмухаметов
В.С. в период нахождения
под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к
лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания¸ имеются основания для установления в отношении него
административного надзора сроком на 3
года.
При решении вопроса
об установлении конкретных видов ограничений, судебная коллегия учитывает
доводы, изложенные в административном исковом заявлении ФКУ ИК-9 УФСИН России
по Ульяновской области, обстоятельства преступления, совершенного Юзмухаметовым В.С., сведения о его личности,
который за время отбывания наказания допустил одно
нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет одно поощрение.
Учитывая, что Юзмухаметов
В.С. намерен проживать в Ростовской области, судебная коллегия считает возможным установить административное
ограничение в виде запрета выезжать за пределы данной области, за исключением
случаев, связанных с осуществлением трудовой деятельности, так как это позволит
наиболее эффективно осуществлять контроль за осужденным после его освобождения
из мест лишения свободы.
Учитывая, данные о
личности осужденного, его характеризующие данные согласно приговору суда, суд
полагает возможным установить ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
определенное время суток: с 23.00 до 06.00 час., за исключением периодов,
связанных с осуществлением трудовой деятельности и обращения за медицинской
помощью.
Согласно ч.2 ст.4
Федерального закона № 64 от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы», явка поднадзорного лица в орган
внутренних дел для регистрации является обязательным административным
ограничением, подлежит безусловному применению.
С учетом
исследованных материалов, данных о личности Юзмухаметова В.С., его
пояснений в заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает необходимым установить явку на
регистрацию 2 раза в месяц.
Учитывая, данные о
личности осужденного, его характеризующие данные, судебная коллегия полагает возможным не устанавливать запрет посещения мест проведения массовых и иных
мероприятий, а также отдельных публичных мероприятий, проводимых администрацией
города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в
указанных мероприятиях.
Судебная коллегия
обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9
Федерального закона № 64 от 06.04.2011 «Об административном надзоре за
лицами, освобождаемыми из мест лишения
свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока административного
надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица
либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность
поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и
выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания
обстоятельств, может частично отменить административные ограничения
(ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом
срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.
Таким образом,
Юзмухаметов В.С. имеет право в установленном законом порядке обратиться за
решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о
досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309 - 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2022 года отменить, принять по
делу новое решение о частичном
удовлетворении административного искового заявления федерального
казенного учреждения
«Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» об
установлении административного надзора в отношении Юзмухаметова Вадима
Саматовича.
Установить
административный надзор в отношении Юзмухаметова Вадима Саматовича на срок 3 года, который подлежит исчислению
со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту
жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест
лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия
наказания.
При административном
надзоре в отношении Юзмухаметова Вадима Саматовича установить следующие административные
ограничения:
запретить пребывание
вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания
поднадзорного лица, в определенное время суток с 23 часов 00 минут до 6 часов
00 минут, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой
деятельности и обращения за медицинской помощью;
запретить выезжать
за пределы *** области, за исключением периодов, связанных с осуществлением
трудовой деятельности;
2 раза в месяц
являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического нахождения для регистрации.
В остальной части в
удовлетворении административного искового заявления отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 23.11.2022.