Судебный акт
О взыскании расходов на приобретение медицинских изделий
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 30.11.2022 под номером 102920, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-001228-65

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-4429/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Сычевой О.А.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2022 года по делу № 2-1251/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Тихонковой Елены Александровны и Т*** Е*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Тихонковой Елены Александровны денежную сумму в размере 62 860 руб. в счёт возмещения расходов на приобретение для Т*** Е*** А*** за период с 1 мая 2021 года по 31 января 2022 года ***

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Тихонковой Е.А., прокурора Холодилиной Ю.О., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней Т*** Е.А. и её матери Тихонковой Е.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении Тихонковой Е.А. расходов в сумме 62 860 руб. на приобретение для несовершеннолетней дочери Т*** Е.А. *** В обоснование иска указал, что несовершеннолетняя Т*** Е.А., *** года рождения, является ***-инвалидом, страдает заболеванием «***», нуждается ***. Лечащим врачом ребёнку рекомендовано использование ***. Ответчик не обеспечил возможность получения ребёнком данной системы, в связи с чем мать ребенка-*** была вынуждена приобретать *** самостоятельно. Просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу матери несовершеннолетней - Т***

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что при принятии решения суд руководствовался Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области, которое утратило силу. Обращает внимание, что *** не включены в соответствующий перечень медицинских изделий, в связи с чем обеспечение ими льготных категорий граждан невозможно. Просит учесть, что средствами диагностики, предусмотренными перечнями, являются ***, которые Министерством закупаются. Указывает, что обеспечение медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов, оформленных в установленном порядке лечащим врачом. Кроме того, закупка иностранного медицинского изделия *** невозможна в силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предоставление *** на льготной основе не предусмотрено действующим законодательством без достаточного медицинского обоснования. Полагает, что взыскание с Министерства убытков в виде расходов на приобретение спорных средств диагностики на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно, так как Министерство не уполномочено закупать медицинские изделия, не включенные в соответствующий перечень. По мнению автора жалобы, заявленные истцом требования ведут к нарушению бюджетного законодательства, а нецелевое использование бюджетных средств влечет административную ответственность.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнения к возражениям Тихонкова Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Т*** Е.А., *** года рождения, является ***-инвалидом (л.д. 14).

Родителями несовершеннолетней Т*** Е.А. являются Тихонков А.А. и Тихонкова Е.А. (л.д. 12).

В период с 22 по 29 мая 2019 года несовершеннолетняя находилась на обследовании и лечении в отделении *** ФГБУ «НМИЦ эндокринологии Минздрава России» с основным диагнозом: *** (л.д. 23-27).

Согласно выписному эпикризу данного лечебного учреждения 23 мая 2019 года несовершеннолетняя Т*** Е.А. переведена на помповую *** за счет средств ВМП; рекомендовано ***.

В период с 31 мая по 4 июня 2021 года несовершеннолетняя Т*** Е.А. вновь находилась на обследовании и лечении в отделении *** ФГБУ «НМИЦ эндокринологии Минздрава России» с основным диагнозом: *** (л.д. 18-22).

При выписке из лечебного учреждения несовершеннолетней Т*** Е.А. вновь рекомендовано ***.

Решением врачебной комиссии ГУЗ ГКБ № 1 от 27 декабря 2021 года №173/1152 подтверждена нуждаемость несовершеннолетней Т*** Е.А. в ***; решено хоздатайствовать перед Министерством здравоохранения Ульяновской области о льготном обеспечении Т*** Е.А. *** в 2022 году по индивидуальной закупке из расчета 1 сенсор на 14 дней ежемесячно (л.д. 16-17).

10 января 2022 года лечащим врачом несовершеннолетней Т*** Е.А. оформлен рецептурный бланк на медицинские изделия – *** (л.д. 13).

Материалами дела подтверждено, что датчиками системы непрерывного мониторинга глюкозы несовершеннолетняя Т*** Е.А. не обеспечивалась, в связи с чем ее законный представитель – мать Тихонкова Е.А. приобретала указанные медицинские изделия за счет собственных средств, понесла расходы на общую сумму 62 860 руб. (2021 год: 27 января – 13 470 руб.; 22 февраля – 4490 руб.; 25 июня – 13 470 руб.; 6 августа – 8980 руб.; 21 сентября – 13 470 руб.; 2022 год: 3 января 2022 года – 8980 руб.) (л.д. 37-44, 69).

Ссылаясь на нарушение прав ***-инвалида, страдающего заболеванием «***», необходимыми медицинскими изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Медицинские изделия для осуществления метода непрерывного мониторинга глюкозы не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг».

Вместе с тем, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «***», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «***», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится ***. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как ***, невозможно без расходных материалов к ней (***), являющихся неотъемлемой частью системы *** и требующих периодической замены.

Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к *** входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена ***, то обеспечение его расходными материалами к *** без которых функционирование этой *** и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, расходные материалы к *** относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены несовершеннолетней Т*** Е.А. бесплатно.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе и материалах дела, в связи с чем не могут служить поводом для отмены судебного решения.

Материалами дела подтверждено, что несовершеннолетней Т*** Е.А. лечащим врачом был оформлен рецепт на спорные медицинские изделия, тем самым, доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение медицинскими изделиями невозможно в отсутствие рецепта, не могут быть приняты во внимание.

Поскольку несовершеннолетняя Т*** Е.А. не обеспечивалась бесплатно необходимыми медицинскими изделиями, ее мать понесла расходы на самостоятельное приобретение таких изделий, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области понесенных расходов в пользу законного представителя несовершеннолетней.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы ответчика о невозможности закупки медицинских изделий иностранного производства, не включенных в соответствующий перечень, судебной коллегией отклоняются.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на которую содержится ссылка в апелляционной жалобе, установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данных перечнях спорные медицинские изделия не указаны.

Ссылка суда в решении на недействующее постановление Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» не влечет отмену судебного решения.

В силу ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (подп. 21).

С учетом приведенных норм закона, возлагающих на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению инвалидов спорными медицинскими изделиями, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в данной части несостоятельными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  17.11.2022.