Судебный акт
Взыскание денежных средств
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 17.11.2022 под номером 102880, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-003060-98  Судья Жилкина А.А.                                                                       Дело № 33-4553/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              15 ноября 2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 июня 2022 года по делу № 2-2212/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Бояровой Антонины Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Б*** *** ***, денежные средства в счет самостоятельно приобретенных медицинских изделий в сумме 62 860 руб.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                    Федечко Ф.И., Бояровой А.М., полагавших  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском, в   интересах Б*** ***.,  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на  приобретение медицинских  изделий  - датчиков  системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы Freestyle Libre из расчета        2 датчика на 28 дней в период с 10.06.2021  по 28.02.2022  в сумме 62 860 руб.

В обоснование требований указал, что решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.10.2021, вступившим в законную силу  15.02.2022,  на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечивать Б*** ***. датчиками Freestyle Libre из расчета 1 датчик на                    14 дней.

До вынесения решения суда необходимые ребенку датчики приобретались матерью ребенка за свой счет.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что производить оплату системы непрерывного мониторивания глюкозы в крови, а также обеспечивать данной системой невозможно, поскольку данная система не включена ни в один льготный перечень.

Закупка медицинского изделия с торговым наименованием Freestyle Libre является необоснованной и приведет к нарушению Министерством                            ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевому расходованию бюджетных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу Боярова А.М. просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кроме прокурора и Бояровой А.М., в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений                             (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст.4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закон от 21.11.2011                 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших                           (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет 1 типа (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10.9.

Как следует из материалов дела и  установлено судом первой инстанции, Б*** ***., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, ему установлен диагноз***.

Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска»  № 63 от  24.04.2021 принято решение о нуждаемости  Боярова  А.В. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг).

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.10.2021 по иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах Б*** ***., к                            ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, суд обязал ГУЗ «Центральная  городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать Б*** ***.  медицинское изделие – датчики Freestyle Libre  (Flash-мониторинг) из расчета один датчик на 14 дней; Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать Б***  ***.  медицинским изделием – датчики Freestyle Libre  (Flash-мониторинг) из расчета один датчик на 14 дней.

Расходы Бояровой А.М. на приобретение датчиков для системы мониторирования  гликемии  FreeStylе Libre в сумме 62 860 руб. подтверждаются кассовыми чеками.

Ответчик не обеспечил ребенка-инвалида датчиками для системы непрерывного мониторирования Freestylе Libre. В связи с этим мать ребенка Б*** ***., за свой счет приобрела необходимые датчики и затратила на их приобретение 62 860 руб. Согласно рекомендации врачебной комиссии 1 сенсор может использоваться 14 дней.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида Б*** ***., суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи больным с  ***, утвержденным приказом Минздрава Российской Федерации  от 17.11.2020  № 1225н, согласно которым лечение *** относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие заключения врачебной комиссии ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска» о нуждаемости в системе непрерывного мониторинга глюкозы  Freestyle Libre, которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный мониторинг глюкозы Freestyle Libre зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Ответчик Министерство здравоохранения Ульяновской области не выполнило свою обязанность по обеспечению ребенка-инвалида медицинскими изделиями,  расходы на приобретение датчиков для системы непрерывного мониторирования глюкозы были понесены матерью  ребенка –  Бояровой А.М. 

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о возмещении Бояровой А.М. расходов на приобретение медицинских изделий в сумме 62 860 руб.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области о неправомерности удовлетворения иска, отсутствия бездействия ответчика в обеспечении истца медицинскими изделиями приводились ранее, по существу направлены на иную оценку доказательств. Данные доводы являлись предметом оценки суда первой инстанции, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном постановлении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнить возложенные на Министерство обязательства не представляется возможным, поскольку ответственность по обеспечению указанным медицинским изделием, не может быть возложена непосредственно на Министерство и будет являться нарушением бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств не состоятельны.

В соответствии со ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999  № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004  № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Возлагая на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность возместить Бояровой А.М.  денежные средства на приобретенные  для Б*** ***. медицинские изделия, суд первой инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства не обеспеченности потребностей ребенка-инвалида, как лица страдающего заболеванием *** в изделиях медицинского назначения, обоснованно исходил из ненадлежащего исполнения данным ответчиком вышеуказанных обязанностей, которые вопреки ошибочным суждениям заявителя нашли свое подтверждение.       

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 июня         2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  16.11.2022.