Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 01.11.2022, опубликован на сайте 17.11.2022 под номером 102845, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-003202-60               

Судья Елистратов А.М.                                                                Дело № 33-4254/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            1 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 июня 2022 года, по гражданскому делу №2-2221/2022 по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в интересах Т*** Ю*** С*** к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1640.14.73/2016 от 24.10.2016г. обеспечить Т*** Ю*** С*** ***

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Т*** Ю*** С*** в счёт компенсации морального вреда 4000 руб.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах  несовершеннолетней Т*** Ю.С., обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством  реабилитации, компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что Т*** Ю.С., ***.2008 года рождения является ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1640.14.73/2016 от 24.10.2016 Т*** Ю.С. подлежит обеспечению *** Однако до настоящего времени Т*** Ю.С. техническими средствами реабилитации не обеспечена. 

Просил суд взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Т*** Ю.С. в счёт компенсации морального вреда 40 000 руб., возложить обязанность обеспечить Т*** Ю.С. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №1640.14.73/2016 от 24.10.2016.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что отделением неоднократно размещались запросы ценовых предложений о поставке данных средств технической реабилитации, объявлялся электронный аукцион, однако ценовые предложения, а так же заявки на участие в аукционе не поступали. В виду того, что обеспечение Т*** Ю.С. указанными техническими средствами реабилитации возможно только после проведения конкурсных мероприятий, то по независящим от регионального отделения обстоятельствам, инвалид до настоящего времени не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации. Указывает, что Т*** Ю.С. имела возможность реализовать свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета как через самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации, так и через получение электронного сертификата. Считает, что основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку инвалидом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением ему региональным отделением технического средства реабилитации и ухудшением состояния его здоровья, а так же наличия моральных страданий. Кроме того, нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Указывает, что выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что выразится в сокращении средств на обеспечение других нуждающихся инвалидов. Считает, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности ГУ-УРО ФСС РФ своевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации, поименованными в иске, то есть иск вытекает из имущественных отношений.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Т*** Ю.С., ***.2008 года рождения, является ***.

24.10.2016 Т*** Ю.С. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации *** В разделе «Технические средства реабилитации» указано на необходимость обеспечения, в том числе, ***

06.09.2021 законным представителем Т*** Ю.С. было представлено ответчику заявление на обеспечение ее спорными техническими средствами реабилитации.

Однако, до настоящего времени Т*** Ю.С. указанными техническими средствами реабилитации не обеспечена.

Прокурор, полагая права *** Т*** Ю.С. на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с ее индивидуальной  программой реабилитации нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Т*** Ю.С. об обеспечении ее техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1640.14.73/2016 от 24.10.2016 - ***

Правильным является и решение суда в части удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Суд первой инстанции, исходя из положений ст.151 ГК РФ, учел несовершеннолетний возраст ребенка-инвалида, характер имеющегося у нее заболевания, нуждаемость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, и определил размер компенсации морального вреда в размере 4000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком неоднократно размещались запросы ценовой информации, объявлялись электронные аукционы, не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от обеспечения инвалида ТСР.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 ноября 2022.