Судебный акт
О назначении досрочной пенсии по старости
Документ от 08.11.2022, опубликован на сайте 17.11.2022 под номером 102831, 2-я гражданская, о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                             73RS0001-01-2022-002636-12   

Дело №33-4567/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      8 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Федоровой Л.Г., Богомолова С.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гажановой Гельсини Искендеровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 июня 2022 года по гражданскому делу №2-1935/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Гажановой Гельсини Искендеровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой  пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гажанова Г.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой  пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

30.12.2021 комиссией по ее заявлению принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с недостаточностью специального стража. Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда составляет 1 год 00 мес. 19 дней (с 01.10.2020 по 19.10.2021) в должности разрабатывальщика отходов цеха нетканого производства в ООО «Промтекс Плюс». Страховой стаж составляет 25 лет. 0 мес. 28 дн. Не засчитаны в специальный стаж периоды: с 29.01.2013 по 05.05.2013 (00 лет 03 мес. 07 дн.), с 03.06.2013 по 27.02.2015 (1 год 08 мес. 25 дн.) в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс», с 02.03.2015 по 29.01.2017 (1 год 10 мес. 28 дн.), с 13.02.2017 по 09.04.2017 (00 год 01 мес. 27 дн.), с 15.04.2017 по 01.05.2017 (00 лет 00 мес. 17 дн.), с 06.05.2017 по 30.09.2020     (03 года 04 мес. 25 дн.) в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс Плюс», что связано с тем, что факт льготной работы не подтвержден документально и сведениями персонифицированного учета после даты регистрации в системе персонифицированного учета. Она достигла возраста 50 лет 17.10.2020.

29.01.2013 она принята в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс». 27.02.2015 уволена с ООО «Промтекс» и в порядке перевода принята с 02.03.2015 в ООО «Промтекс Плюс» в качестве разрабатывальщика отходов, где работает по настоящее время. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы и приказами от 29.01.2013 № 2 о приеме на работу, от 27.02.2015 № 9 об увольнении в порядке перевода ООО «Промтекс», от 02.03.2015 № 19 о приеме на работу в порядке перевода в ООО «Промтекс Плюс», трудовыми договорами с работником. Полная занятость работника с 29.01.2013 подтверждается трудовым договором с ООО «Промтекс Плюс», коллективным договором ООО «Промтекс», ООО «Промтекс Плюс».

Ответчик включил в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда 1 год 19 дней (с 01.10.2020 по 19.10.2021) – в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс Плюс», поскольку с этой даты работодатель после проведения аттестации рабочих мест предоставил сведения персонифицированного учета с указанием кода профессии в ПФ РФ.

Между тем ее рабочее место и условия труда за весь период работы не изменились. Несмотря на произошедшую смену работодателя (ООО «Промтекс» на ООО «Промтекс Плюс»)» она выполняет те же обязанности, что подтверждается должностными инструкциями разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс» и ООО «Промтекс Плюс». Кроме того, как следует из выписки из ЕГРЮЛ учредителем и директором указанных организаций являются одни и те же лица, юридический адрес у организаций один и тот же.

Разрабатывальщик отходов, занятый постоянно полный рабочий день выполнением работ в текстильной промышленности, предусмотрен Списком № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Поскольку ответчик зачел в специальный стаж истца периоды после предоставления сведений работодателем с указанием кода льготной профессии, а она выполняла те же трудовые обязанности и в том же режиме рабочего времени, что и после предоставления сведений, то в период с 29.01.2013 по настоящее время выполняет работу во вредных условиях и имеет право на досрочное назначение пенсии.

Просила признать решение ответчика от 30.12.2021 № 260039/21 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работе с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 29.01.2013 по 05.05.2013 в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс», с 03.06.2013 по 27.02.2015 в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс», с 02.03.2015 по 29.01.2017 в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс Плюс», с 13.02.2017 по 09.04.2017 в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс Плюс», с 15.04.2017 по 01.05.2017 в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс Плюс», с 06.05.2017 по 30.09.2020 в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс Плюс». Признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости по п.  2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить пенсию с 17.10.2021.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Гажанова Г.И. просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что фактически право работника на получение досрочной пенсии поставлено в зависимость от исполнения работодателем обязанности по проведению аттестации рабочих мест, а не от характера выполняемой работы. Работодатели ООО «Промтекс», ООО «ПромтексПлюс» от исполнения своей обязанности по проведению аттестации мест уклонились. Работник лишен возможности повлиять на данную ситуацию, в результате чего она с 2013 года работала на работе с тяжелыми условиями труда, однако мер к установлению данного факта никто не принял. Несмотря на смену работодателя, условия труда, станок, трудовая функция, режим работы не поменялись. Указание суда на то обстоятельство, что льготный характер работы не подтвержден, является неверным, поскольку помимо показаний свидетелей имеет место документальное подтверждение данного факта. Считает, что суд фактически на работника возложил ответственность работодателя от уклонения от проведения аттестации рабочих мест.

Дело рассмотрено в отсутствие  не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Решением ОПФР по Ульяновской области № 260039/21 от 30.12.2021 Гажановой Г.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа (8 лет). Не были засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы: с 29.01.2013 по 05.05.2013, с 03.06.2013 по 27.02.2015 – в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Промтекс» .В выписке из индивидуального лицевого счета вышеуказанные периоды указаны общими условиями. Согласно ответу отдела персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области страхователь ООО «Промтекс» снято с учета 15.03.2018 в связи с ликвидацией вследствие исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, с 02.03.2015 по 29.01.2017, с 13.02.2017 по 09.04.2017, с 15.04.2017 по 01.05.2017, с 06.05.2017 по 30.09.2020 -  в качестве разрабатывальщика отходов в ООО «Протекс Плюс» в выписке из индивидуального лицевого счета вышеуказанные периоды указаны общими условиями.

Согласно ответу отдела персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области по застрахованным лицам, занятым на работах, указанных в п.1 ч.1 и п.2-18 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» коды особых условий труда указываются только в случае начисления (уплаты) страховых взносов по дополнительному тарифу. В данном случае организацией страховые взносы по дополнительному тарифу за Гажанову Г.И. не начислялись и не уплачивались.

Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также вступившее в силу с 1 января 2015 года Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и предусмотрело, что при досрочном назначении трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

При этом на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труд" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.

Таким образом, уплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу - одно из условий для включения периодов такой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, а проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой на конкретном рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные условия труда и определен их класс (подкласс), является в системе действующего регулирования необходимой предпосылкой такой уплаты.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах ее работы не влечет правовых последствий для работника при определении ее льготного стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен. В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что предоставленные работодателем сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными. Кроме того, первичных документов, из которых усматривается факт работы истца в течение полного рабочего дня в льготных условиях труда материалы дела также не содержат, данные о периодах работы, подлежащих включению в общий стаж истца в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражены, но при этом, в выписке отсутствует указание о возможности включения этих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Работодатели, представившие индивидуальные сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, не определяли работу истца как подлежащую включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гажановой Гельсини Искендеровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.11.2022