Судебный акт
Об обжаловании предписания
Документ от 25.10.2022, опубликован на сайте 15.11.2022 под номером 102818, 2-я гражданская, об обжаловании предписания об устраненнии требоавний пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2022-000768-07

Судья Гельвер Е.В.                                                                      Дело № 33а-4202/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    25 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2022 года по делу №2а-1-277/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области удовлетворить частично.

Исключить из предписания №73-2/2022/0027рс/1/3 от 26.05.2022 об устранении нарушений требований пожарной безопасности пункт 4 (паспорт  населенного пункта от 04.04.2022 содержит недостоверную информацию).

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Инзенский район» обратилось в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Базарносызганскому и Инзенскому районам Ульяновской области Спиркину А.В. об обжаловании предписания. 

В обоснование административного иска указано, что на основании решения о проведении внеплановой проверки от 17.05.2022, принятого начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Базарносызганскому и Инзенскому районам Ладониным Д.В. в отношении муниципального учреждения администрация муниципального образования «Инзенсий район» Ульяновской области, государственным инспектором Базарносызганского и Инзенского районов по пожарному надзору Спиркиным А.В. проведена внеплановая проверка на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение».

По результатам проверки инспектором Базарносызганского и Инзенского районов по пожарному надзору Спиркиным А.В. в адрес муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области 26.05.2022 выдано предписание №73-2-2022/0027рс/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

В предписании указано о необходимости обеспечить в срок до 10.08.2022 исправность пожарного гидранта, находящегося около дома №5 по ул.Николаева в г.Инза (пункт 1); обеспечить исправность пожарного гидранта, находящегося около д.77 по ул.Алашеева в г.Инза (пункт 2); обеспечить восстановление пожарного гидранта, ранее находившегося около д.5 по ул.Спортивная в г.Инза (пункт 3), привести в соответствие Паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров г.Инза, утвержденный 04.04.2022 главой муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» Макаровым А.И., в связи с наличием в нем недостоверной информации по общей протяженности противопожарной опашки населенного пункта (пункт 4).

Муниципальным образованием «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области, от имени которого выступает администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области с одной стороны, именуемым «концедент», и обществом с ограниченной ответственностью «Сфера», именуемым «концессионер», субъектом Российской Федерации – Ульяновской областью, а также муниципальным унитарным предприятием «Благоустройство «Инзенского района», в соответствии с решением концедента о заключении настоящего концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке, предусмотренном ст.37 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», 04.02.2021 заключено концессионное соглашение №2-Д в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципальное образование «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Согласно п.1.1 концессионного соглашения, концессионер обязуется за свой счёт и (или) за счёт привлечённых средств в порядке, в сроки и на условиях, установленных концессионным соглашением, реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения и приложении и осуществлять деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, а концедент обязуется представить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Названные в предписании пожарные гидранты входят в состав имущества, переданного по концессионному соглашению ООО «Сфера», однако последним меры по содержанию пожарных гидрантов в исправном состоянии не принимались.

В связи с этим администрацией муниципального района 19.10.2021, 10.11.2021, 02.02.2022 и 31.03.2022 в адрес руководителя ООО «Сфера» направлялись письма о необходимости проведения ремонта имеющихся пожарных гидрантов. Кроме того, 10.11.2021 проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на котором до руководителя ООО «Сфера» вновь доведена информация о необходимости поддержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, находящихся на территории МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района. Однако, ООО «Сфера» ремонтные работы по пожарным гидрантам не выполнены.

28.01.2022 в администрацию муниципального района ООО «Сфера» представлен план ремонтных работ водопроводных сетей г.Инза Ульяновской области на 2022 год. Согласно данному плану, ремонт неисправных гидрантов запланирован на май-август 2022 года. Предписание нарушает права муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» как бюджетного учреждения.  

С учетом уточненных требований административный истец просил признать необоснованными пункты 1, 2, 3, 4 предписания № 73-2-2022/0027рс/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, выданного 26.05.2022 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Базарносызганскому и Инзенскому районам в лице государственного инспектора Базарносызганского и Инзенского районов по пожарному надзору Спиркина А.В.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУ МЧС России по Ульяновской области, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Базарносызганскому и Инзенскому районам Ульяновской области Ладонин Д.В., государственный инспектор по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Базарносызганскому и Инзенскому районам Ульяновской области Спиркин А.В., в качестве заинтересованного лица – ООО «Сфера».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. Приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Полагает, что пункты 1, 2, 3 предписания противоречат действующему федеральному законодательству.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

По делу установлено, что 26.05.2022 государственный инспектором Базарносызганского и Инзенского районов по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работе по Базарносызганскому и Инзенскому районам Спиркиным А.В. в адрес муниципального учреждения администрация муниципального образования МО «Инзенский район» Ульяновской области, Главе муниципального учреждения администрация муниципального образования МО «Инзенский район» Ульяновской области Макарову А.И. выдано предписание №73-2-2022/0027рс/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, составленное по результатам внеплановой проверки, проведенной в период с 20.05.2022 по 26.05.2022.

Согласно предписанию в срок до 10.08.2022 следует устранить следующие нарушения: 1. обеспечить исправность пожарного гидранта, находящегося около дома №5 по ул.Николаева в г.Инза; 2. обеспечить исправность пожарного гидранта, находящегося около д.77 по ул.Алашеева в г.Инза; 3. обеспечить восстановление пожарного гидранта, ранее находившегося около д.5 по ул.Спортивная в г.Инза;    4. устранить недостоверную информацию в Паспорте населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров г.Инза, утвержденном 04.04.2022 главой муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» Макаровым А.И., в связи с наличием недостоверной информации о фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории (в части сведений о протяженности вспашки).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными пунктов 1, 2 3 предписания и исключая из предписания пункт 4 в связи с установлением, что данный пункт содержит недостоверную и непроверенную информацию, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание принято уполномоченным лицом, в соответствии с законом, и в части нарушений, изложенных в пунктах 1-3 является обоснованным и не нарушает права административного истца.

Проверяя законность обжалуемого решения, апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку на административном истце как на органе местного самоуправления, лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.06.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» действующей на дату вынесения оспариваемого предписания, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями ст.63 указанного Федерального закона, устанавливающей первичные меры пожарной безопасности.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (п.1 ст.63 названного Федерального закона).

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к полномочиям администрации данного муниципального образования.

Оспаривая законность принятого по делу решения, административный истец ссылается на отсутствие у муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области обязанности по устранению нарушений, направленных на соблюдение мер по содержанию пожарных гидрантов в исправном состоянии, указывая на то, что данную обязанность должно исполнять ООО «Сфера» в соответствии с концессионным соглашением от 04.02.2021 №2-Д, заключенным в отношении объектов системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района.

Данные доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и признаны несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше норм права безопасность городских поселений, городских округов, административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным. Наличие указанного концессионного соглашения и необходимость разрешения с ООО «Сфера» спорных вопросов по соблюдению условий данного соглашения не освобождает  администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от исполнения установленной законом обязанности по соблюдению на территории муниципального образования первичных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Дав полную и объективную оценку представленным в дело доказательствам, суд пришел к правильному выводу о законности пунктов 1-3 предписания о ненадлежащем техническом состоянии пожарных гидрантов, расположенных в г.Инза Ульяновской области и необходимости устранения данных нарушений в установленный срок.

Принимая во внимание, что предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, по результатам выявленных в ходе проверки нарушений пожарного законодательства, с соблюдением предусмотренной законом процедуры, суд первой инстанции на основании надлежащего применения и толкования норм материального права пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворения административного иска в оспариваемой части.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи 

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2022.