Судебный акт
Устранение нарушений антитеррористического законодательства
Документ от 08.11.2022, опубликован на сайте 09.11.2022 под номером 102737, 2-я гражданская, об обязывании заключить договоры охраны с сотрудниками частных охранных организаций, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2022-000822-39 

Судья Гельвер Е.В.                                                                         Дело № 33-4324/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                8 ноября  2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А., 

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В. 

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июля 2022 года по делу               № 2-1-310/2022, по которому постановлено:

исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований норм антитеррористического законодательства оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                   Данилова Е.В.,  поддержавшего доводы апелляционного представления,  судебная коллегия 

 

установила:

Инзенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований норм антитеррористического законодательства.          

В обоснование иска указано, что  прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры. В ходе проверки были выявлены нарушений требований антитеррористической защищенности объектов, в том числе зданий: муниципального учреждения культуры Оськинский центральный сельский дом культуры, расположенного по адресу: ***; муниципального учреждения культуры Панциревского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; муниципального учреждения культуры Валгусского центрального сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; муниципального учреждения культуры Репьевского центрального сельского дома культуры, расположенного по адресу:                                 ***; муниципального учреждения культуры Черемушкинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; муниципального учреждения культуры муниципального учреждения культуры Аргашский центральный сельский дом культуры, расположенный по адресу: ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование представления указывает на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает, что обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов культуры в силу действующего законодательства возложена на МБУ «Управление культуры и организации досуга населения МО «Инзенский район».

В возражениях на апелляционное представление МБУ«Управление культуры и организации досуга населения МО «Инзенский район» просит решение суда оставить без изменения,  апелляционное  представление  – без удовлетворения.  

В заседание суда апелляционной инстанции   кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие   неявившихся   участников процесса согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного  представления, возражения на него,   судебная коллегия приходит к  следующему.

Согласно п.4 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является  принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч.5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Определением от 25.10.2022 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле привлечена в  качестве соответчика   администрация  муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона  от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,                 ст.13 Устава муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области к вопросам местного значения района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Инзенского района.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176.

Согласно п.1 названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п.2 Требований).

Пунктами 2025 (1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

Дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Как установлено судом, муниципальное бюджетное  учреждение культуры «Управление культуры и организации досуга населения муниципального образования «Инзенский район» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения управленческих функций в области культуры.

Учредителем  и собственником  имущества   МБУ  «Управление культуры и организации  досуга населения» МО «Инзенский район»  является муниципальное образование «Инзенский район» Ульяновской области.

В структуру учреждения входят филиалы, в том числе Оськинский центральный сельский дом культуры, расположенный по адресу: ***; Панциревский  сельский  дом культуры, расположенный по адресу: ***; Валгусский  центральный сельский дом культуры, расположенный по адресу: ***; Репьевский  центральный сельский  дом культуры, расположенный по адресу: ***; Черемушкинский сельский  дом культуры, расположенный по адресу: ***; Аргашский центральный сельский дом культуры, расположенный по адресу: ***.

Здания МУК Оськинский центральный сельский дом культуры,  Панциревский  сельский  дом культуры,  Валгусский  центральный сельский дом культуры, Репьевский  центральный сельский  дом культуры, Черемушкинский сельский  дом культуры, МУК Аргашский центральный сельский дом культуры, относятся ко второй категории опасности и не обеспечены охраной  сотрудниками частных охранных организаций.

В силу приведенных норм права, поскольку объекты культуры в нарушение требований федерального законодательства не обеспечены охраной сотрудниками частной охранной организации,  на администрацию муниципального образования «Инзенский  район» Ульяновской области  следует  возложить  обязанность по организации финансирования названных антитеррористических мероприятий  в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (а не до  31.12.2022), а на  МБУК «Управление культуры и организации досуга населения  МО «Инзенский район» обеспечить охрану объектов культуры  сотрудниками частных охранных организаций в течение  3-х  месяцев со дня финансирования.

Вопреки  возражениям ответчика  возложение на муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области  обязанности по  обеспечению  финансирование мероприятий по соблюдению требований антитеррористического законодательства не может повлечь нецелевое использование денежных средств.

Вместе  с тем, судебная  коллегия считает, что срок для исполнения решения  суда  до 31.12.2022 является  неразумным,  в связи с чем  требований прокурора подлежат удовлетворения частично с установлением ответчику обязанности по организации  финансирования в течении  6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июля                 2022   года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения муниципального образования «Инзенский район», муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области  о возложении обязанности устранить нарушения требований норм антитеррористического законодательства  удовлетворить  частично.

Обязать  муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны сотрудниками частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) объекты культуры: муниципального учреждения культуры Оськинский центральный сельский дом культуры, расположенного по адресу: ***; Панциревского  сельского  дома культуры, расположенного по адресу: ***; Валгусского центрального сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***;  Репьевского центрального сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; Черемушкинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; муниципального учреждения культуры Аргашский центральный сельский дом культуры, расположенный по адресу: *** в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Управление культуры и организации досуга населения  муниципального образования «Инзенский  район» в  течении  трех месяцев со дня поступления финансирования из муниципального учреждения администрация муниципального образования «Инзенский район»  обеспечить охрану объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) следующих объектов культуры: муниципального учреждения культуры Оськинский центральный сельский дом культуры, расположенного по адресу: ***; Панциревского  сельского  дома культуры, расположенного по адресу: ***; Валгусского центрального сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***;  Репьевского центрального сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; Черемушкинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ***; муниципального учреждения культуры Аргашский центральный сельский дом культуры, расположенный по адресу: ***.

В остальной части  оставить иск без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  09.11.2022.