Судебный акт
Ответственность по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ
Документ от 27.10.2022, опубликован на сайте 22.11.2022 под номером 102689, Админ. 2 пересмотр, ст. 12.21.1 ч.3 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Ахтямова А.М.                                                         Дело № 7-386/2022

73RS0008-01-2022-000983-41

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        27 октября 2022 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Антипова Алексея Михайловича на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 7 июля 2022 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2022 года (дело № 12-1-68/2022),

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области № *** от 07.07.2022 Антипов А.М. привлечен к административной ответственности по  ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.  

Решением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29.08.2022 указанное постановление изменено, снижен размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 175 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Антипов А.М., не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает на ненадлежащее извещение о рассмотрении дела по его жалобе в районном суде.

Просит учесть, что транспортное средство марки MAN TGA 18.390 4x2 BLS, государственный регистрационный знак ***, в момент фиксации административного правонарушения находилось в пользовании иного лица – Каржаева А.И., что подтверждается договором аренды транспортного средства от 10.01.2022 и актом о приеме-передаче транспортного средства от 10.01.2022 к данному договору.

Ссылается на презумпцию невиновности и истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Подробно позиция Антипов А.М. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав пояснения Чернова А.Н., защищающего интересы Антипова А.М., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения, ПДД РФ) установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом № 2200, Правила), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Как следует из материалов дела, в вину Антипову А.М. вменено то, что 30.06.2022 в 12:00:31 на автомобильной дороге «Инза-Оськино-граница области» 8 км 385 м, Ульяновская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством МАН TGА 18.390 4x2 BLS, государственный регистрационный знак ***, в составе 5-осного автопоезда, в нарушение п. 23.5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 257-ФЗ, постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в  пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ», поскольку осуществлял перевозку тяжеловесного груза, согласно акту № *** измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 36,92 % (3,692 т) на ось № 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 13,962 т на ось № 2 при допустимой нагрузке 10 т на ось; на 7,61% (0,571 т) на ось №3 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 8,071 т на ось №3 при допустимой нагрузке 7,500 т на ось; на 10,85% (0,814 т) на ось №4 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 8,314 т на ось №4 при допустимой нагрузке 7,500 т на ось; на 15,24% (1,143 т) на ось №5 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 8,643 т на ось №5 при допустимой нагрузке 7,500 т на ось без специального разрешения.

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, - Архимед, заводской номер ***, поверка которого действительна до 25.10.2022.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Антипова А.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 257-ФЗ Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее - Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

В ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 257-ФЗ указаны параметры автомобильной дороги, которые вносятся в Реестр, в том числе, сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги.

Автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Инза-Оськино-граница области» 8 км 385 м, Ульяновская область имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует III технической категории.

В качестве доказательств вины Антипова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в административном материале представлены фотоматериалы, полученные с применением работающего в автоматическом режиме технического средства АПВГК (модель Архимед, заводской номер ***, поверка действительна до 25.10.2022) и акт № *** от 01.07.2022 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (л.д. 10, 11).

Согласно метрологическим и техническим характеристикам средства измерения комплекса АПВГК Архимед, сумма предельных погрешностей измерений массы транспортного средства равна +5%, пределы допускаемой относительной погрешности измерений нагрузки на ось и группу осей транспортного средства - +10%.

Из руководства по эксплуатации комплекса аппаратно-программного автоматического весогабаритного контроля Архимед следует, что для обеспечения надежной и эффективной эксплуатации комплекса в рамках установленной погрешности, необходимо обеспечить требования к участку автомобильной дороги, на которой планируется организация зоны весогабаритного контроля транспорта в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения», ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (п. 2.1).

Необходимым условием корректной работы средства весогабаритного контроля является обязательное выполнение требований эксплуатационной документации к геометрическим параметрам дорожного покрытия на измерительном участке, которые предусмотрены Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 31.08.2020 № 348.

Указанный Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств устанавливает процедуры проведения весового и габаритного контроля транспортных средств и оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств.

Пунктом 39 Порядка установлено, что участки автомобильной дороги протяженностью 100 метров до места установки и 50 метров после места установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров должны отвечать следующим требованиям:

продольный уклон не более 10 промилле (постоянный);

поперечный уклон не более 30 промилле;

прямые с допустимым радиусом кривизны в плане не менее 1000 метров;

поперечная и продольная ровность проезжей части не должна превышать нормативных показателей и должна обеспечивать возможность измерений согласно метрологическим характеристикам средств измерений.

Соответствие мест установки оборудования АПВГК установленным в настоящем пункте требованиям должно подтверждаться результатами инструментального контроля, организованного владельцем автомобильной дороги и проводимого не реже одного раза в 3 месяца.

Согласно акту от 15.08.2022 по результатам инструментального обследования участка автомобильной дороги «Инза-Оськино-граница области» 8 км 385 м, Ульяновская область выявлено превышение нормативных показателей поперечной ровности проезжей части, с необходимостью проведения работ по ликвидации колейности.

Приказом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» № 116 от 15.08.2022 на основании проведенного собственником автодороги инструментального контроля дорожного полотна ограничена эксплуатация автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств.

Таким образом, выявленные 15.08.2022 некорректные условия для проведения процедуры взвешивания, свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении равномерного прохождения осей транспортных средств через весоизмерительные датчики, что может свидетельствовать о превышении предельно допустимых показателей погрешности измерений.

Измерительные данные, зафиксированные комплексом АПВГК Архимед 30.06.2022 в момент движения транспортного средства марки МАН TGА 18.390 4x2 BLS, государственный регистрационный знак ***, собственником (владельцем) которого является Антипов А.М., на участке автомобильной дороги Инза-Оськино-граница области» 8 км 385 м, Ульяновская область, с учетом отсутствия доказательств, что по состоянию на 30.06.2022 место установки автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств соответствовало установленным требованиям, учитывая наличие зафиксированных 15.08.2022 дефектов дорожного покрытия, превышающих предельно допустимые величины, при которых комплекс АПВГК гарантировано сохраняет метрологические характеристики, не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения Антипова А.М.  к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Выводы должностного лица ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, с которыми согласился судья районного суда о наличии в рассматриваемом случае в действиях Антипова А.М. состава указанного административного правонарушения сделаны без учета приведенных сведений, которые свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Антипова А.М. в совершении инкриминируемого правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской  области Латкова Е.А. №*** от 07.07.2022 и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29.08.2022,  вынесенные в отношении Антипова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области Латкова Евгения Александровича №*** от 7 июля 2022 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2022 года, в отношении Антипова Алексея Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                            Ю.М. Жаднов