УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-001536-14
Судья Богомолов С.В. Дело № 33-4245/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25
октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 мая 2022 года по гражданскому
делу № 2-1538/2022, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах
Соболева Ильи Юрьевича удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Соболева Илью Юрьевича специализированным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«Новоспасский район» Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Новоспасского района
Ульяновской области в интересах Соболева И.Ю. обратился в суд с иском к Министерству
строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении
обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по
исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что
Соболев И.Ю., ***1997 года рождения, относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
и закрепленного жилого помещения не имеет. Соболев И.Ю. включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил суд обязать ответчика
обеспечить Соболева И.Ю. специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «Новоспасский район»
Ульяновской области.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области.
Определением суда от 26
апреля 2022 года произведена замена ответчика на его правопреемника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области (л.д.78).
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает
необходимым привлечение в качестве соответчика по данному спору Министерство
финансов Ульяновской области. Вывод суда о возложении на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности
по обеспечению Соболева И.Ю. специализированным благоустроенным жилым
помещением считает не соответствующим
обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, своевременно
и надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Соболев И.Ю., *** 1997 года
рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Его мать С*** Ю.В. лишена родительских прав
решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 07.07.2011.
Решением Координационного совета по защите прав и законных интересов
несовершеннолетних от 17.12.2015 Соболев И.Ю. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми посещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области.
В настоящее время
Соболев И.Ю. зарегистрирован по адресу: *** данное жилое помещение ему не
принадлежит на праве собственности.
Прокурор, ссылаясь на то, что Соболев И.Ю. включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, но до настоящего времени не обеспечен жилым
помещением, обратился в его интересах в
суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении требований прокурора.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации
закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных
прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного
кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным
в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их
заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце
первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания
и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных
жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи
8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей».
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной
статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются
в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления
о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения
в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении
в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными
представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими
указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых
помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.
Материалами дела подтверждено, что истец включен в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил
требования прокурора, действующего в интересах Соболева И.Ю., и возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность обеспечить
Соболева И.Ю. специализированным жилым помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании
норм закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и являться поводом
для отмены судебного решения.
Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, утвержденным постановлением правительства
Ульяновской области от 27 января 2022 года №1\52-П «О Министерстве
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области»
предусмотрены полномочия (в сфере строительства) по приобретению и
предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что указанное Министерство является надлежащим
ответчиком по делу, не установив правовых оснований для привлечения
Министерства финансов Ульяновской области к участию в деле в качестве
соответчика.
Реализация
права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для
этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не
является основанием для ограничения или лишения гарантированных
законодательством прав и свобод гражданина, в связи с чем доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования для обеспечения специализированными
жилыми помещениями детей-сирот подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 мая
2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области– без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 28 октября 2022
года.