Дело № 3а-254/2022
73OS0000-01-2022-000262-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2022 года г.
Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Мытаревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению Ускина Виктора Дмитриевича к Областному
государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой
оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному
учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области,
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об
оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с
недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении его кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л :
Ускин В.Д. обратился в суд с административным
исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д. 68-71), к
Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной
кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному
бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской
области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости в связи с
недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении его кадастровой стоимости.
В обоснование
исковых требований указал на то, что является собственником дома по ***.
Кадастровая стоимость дома утверждена Постановлением Правительства Ульяновской
области от 12 октября 2012г. № 481-П в размере 12 832 152 руб. 78
коп. Данная кадастровая стоимость
определена с применением недостоверных сведений о площади принадлежащего ему
дома - 1286,1 кв.м. Вместе с тем площадь
дома составляет 53,8 кв.м. Неверное определение
кадастровой стоимости дома затрагивает его права, поскольку приводит к
необходимости уплаты налога в большем, чем предусмотрено законом, размере.
По вопросу
исправления ошибки при определении кадастровой стоимости он обращался в ОГБУ
«ЦГКО», однако решением от 9 августа
2022г. в удовлетворении его заявления было отказано по мотиву пропуска
предусмотренного законом срока на обращение с указанным требованием.
В связи с этим истец
просил признать недействительной кадастровую стоимость объекта недвижимости –
жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере
12 832 152 руб. 78 коп.; исключить из ЕГРН сведения об указанной
кадастровой стоимости; установить новую кадастровую стоимость жилого дома,
исходя из его площади 53,8 кв.м.
В судебном заседании
истец и его представитель Шаульский В.С. поддержали заявленные требования,
просили восстановить срок для обращения в суд по вопросу оспаривания кадастровой
стоимости.
Остальные участники
процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными
о месте и времени рассмотрения дела.
Суд определил
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменном отзыве
на иск Управление Росреестра по Ульяновской области указало на то, что не
является надлежащим ответчиком по делу, поскольку прав и законных интересов
истца не нарушало, право истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта
недвижимости не оспаривает.
Управление не
является организатором, заказчиком или исполнителем работ по государственной
кадастровой оценке объектов недвижимости Ульяновской области, не осуществляло
проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости, не вносило
сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и не
обладает полномочиями по принятию решений о внесении сведений о кадастровой
стоимости в ЕГРН.
Результаты
определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на
территории Ульяновской области, по состоянию на 17 ноября 2011г. утверждены
Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П
«Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и внесены в ЕГРН
в соответствии с решением органа кадастрового учета.
В строке ***
вышеуказанного Постановления Правительства Ульяновской области указана
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере
12 832 152 руб. 78 коп.
Согласно сведениям
ЕГРН ранее учтенный объект недвижимости с кадастровым номером *** (жилой дом),
расположенный по адресу: ***, поставлен на государственный кадастровый учет
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области 15 ноября 2011г. на
основании представленных из Ульяновского областного государственного унитарного
предприятия Бюро технической инвентаризации сведений площадью 1286,1 кв.м. По
состоянию на 13 октября 2022 г. площадь объекта недвижимости составляет 53,8 в.м.
Также Управление
сообщило, что в соответствии с информацией, содержащейся в Приложении 6.6
«Сводные результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Городской
округ город Ульяновск» отчета № 34К-12 «Об определении кадастровой стоимости
объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области,
кадастровая стоимость в размере 12 832 152 руб. 78 коп., удельный
показатель кадастровой стоимости составил 9 977,57 руб., за 1 кв.м,
определена в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *** площадью
1286,1 кв.м. ***
ОГБУ «Центр
государственной кадастровой оценки» (далее также ОГУ «ЦГКО») в письменном отзыве
на иск указало на то, что 13 июля 2022г.
Ускин В.Д. обратился в Учреждение
с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой
стоимости принадлежащего ему дома с
кадастровым номером ***. Решением Учреждения № ОКС-73/2022/000116 было отказано
в перерасчете кадастровой стоимости ввиду пропуска предусмотренного ч. 6 ст. 21 Закона о государственной
кадастровой оценке 5-летнего срока, поскольку сведения о кадастровой стоимости
были внесены в ЕГРН 1 ноября 2012г.
Учреждение полагает,
что в связи с принятием на территории Ульяновской области решения в
соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020г. № 269-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о
переходе с 1 января 2021г. к применению положений ст. 22.1 Закона о
государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости
объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (Постановление
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020г. № 775-П), с 1 января
2021г. процедура оспаривания кадастровой стоимости, в том числе, в связи с
использованием недостоверных данных, на территории Ульяновской области
прекращена. В связи с этим считает, что права истца могут быть восстановлены
только путем установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости в соответствии со ст. 22.1 Закона о государственной
кадастровой оценке.
В связи с этим просит отказать истцу в удовлетворении
исковых требований.
В письменном отзыве
на иск ФГБУ «ФКП Росреестра» указывает на то, что не является надлежащим
ответчиком по делу. По существу заявленных истцом требований выражает позицию,
аналогичную позиции ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки».
Заслушав пояснения
истца и его представителя, исследовав материалы дела, инвентарное дело на
домовладение по адресу: г.Ульяновск, ул. Агрономическая, 52, суд приходит к
следующему.
В соответствии со
статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из положений статьи 65 Земельного
кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в
действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата,
предусмотренная настоящим Кодексом
(п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается
кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного
участка также может применяться для определения арендной платы за земельный
участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Из материалов дела
следует, что Ускин В.Д. является собственником домовладения с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 53,8 кв.м (л.д.73-74).
Как следует от
отзыва Управления Росреестра по Ульяновской области на административный иск,
согласно актуальным сведениям ЕГРН, ранее учтенный объект недвижимости с
кадастровым номером *** (жилой дом), расположенный по адресу: ***, поставлен на
государственный кадастровый учет филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской
области 15 ноября 2011г. на основании представленных из Ульяновского областного
государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации
сведений, площадью 1286,1 кв.м.
Кадастровая
стоимость домовладения по состоянию на 17 ноября 2012г. утверждена
в размере 12 832 152 руб. 78 коп. Постановлением Правительства
Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012г. *** (л.д.46).
Кадастровая оценка,
утвержденная вышеуказанным Постановлением Правительства Ульяновской области,
проводилась в соответствии с Федеральным законом
от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как следует из
Приложении 6.6 «Сводные результаты государственной кадастровой оценки объектов
недвижимости Городской округ город Ульяновск» отчета № 34К-12 «Об определении
кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории
Ульяновской области, кадастровая стоимость в размере 12 832 152 руб.
78 коп. определена в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***
площадью 1286,1 кв.м. *** Удельный показатель кадастровой стоимости составил
9 977,57 руб. за 1 кв.м (л.д. 104 – отчет на диске, л.д.97 оборот).
Из сообщения
Управления Росреестра по Ульяновской области следует, что содержащаяся в
ЕГРН техническая ошибка в части площади
домовладения исправлена 29 марта 2021г.
Актуальная незасвидетельствованная (не прошедшая государственную
регистрацию) площадь здания – 1286,1 кв.м исключена из ЕГРН по решению
государственного регистратора в соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона
от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Актуальная площадь объекта недвижимости с кадастровым
номером *** составляет 53,8 кв.м (л.д. 102).
13 июля 2022г. Ускин
В.Д. обращался в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» с
заявлением об исправлении ошибки,
допущенной при определении кадастровой стоимости принадлежащего ему дома.
Указанное Учреждение
создано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 14
декабря 2018г. № 621-пр «О создании областного государственного бюджетного
учреждения «Центр государственной кадастровой оценки».
Основной целью Учреждения
является реализация полномочий по определению кадастровой стоимости в
соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ «О государственной
кадастровой оценке».
Учреждение на
основании распоряжения Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области от 1 ноября 2019г. № 2507-од в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка
земель населенных пунктов Ульяновской области. Государственная кадастровая
оценка объектов капитального строительства Учреждением не проводилась.
Распоряжением
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 26 октября
2020г. № 2626-од Учреждение наделено полномочиями по рассмотрению заявлений об
исправлении ошибок, а также полномочиями по исправлению ошибок, допущенных при
определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» (л.д. 105).
Решением ОГБУ «ЦГКО»
от 9 августа 2022г. № ОКС-73/2022/000116 Ускину В.Д. было отказано в перерасчете
кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** в связи с
пропуском срока подачи заявления об исправлении ошибок, допущенных при
определении кадастровой стоимости (л.д. 11-14).
Согласно абзацу 2
статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой
стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные
результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с
абзацем 11 ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ основанием для пересмотра
результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность
сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его
кадастровой стоимости.
Аналогичные
положения содержаться в п. 1 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Согласно
разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации
от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой
стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой
стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо
учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении
кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых
определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание
сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной
кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих
на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение данных при расчете
кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта
оценки.
Учитывая
исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о
том, что кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером *** по
состоянию на 17 ноября 2011г. в размере 12 832 152 руб. 78 коп.,
утвержденная Постановлением
Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об
утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области», является
недействительной вследствие того, что при её определении были использованы
недостоверные сведения о площади жилого дома, а именно: при расчете кадастровой
стоимости была учтена площадь дома в размере 1286,1 кв.м, тогда как площадь
указанного жилого дома составляет 53,8 кв.м.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации административное
исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный
кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой
стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр
недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости,
полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо
сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик
объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспариваемая истцом
кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН 1 ноября 2012г.
Вместе с тем, суд
считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению,
и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость
объекта недвижимости, исходя из которой подлежат расчету налоговые платежи, является актуальной до
настоящего времени. Очередная государственная кадастровая оценка зданий в
Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств,
подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.
С учетом этого, суд
считает необходимым требования административного истца удовлетворить, признать
недействительной кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым
номером *** и установить его кадастровую стоимость с даты определения
кадастровой стоимости объектов недвижимости Постановлением Правительства
Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П, то есть по состоянию на 17 ноября 2011г., в размере
536 793 руб. 27 коп., рассчитав её исходя из площади объекта недвижимости
53,5 кв.м и удельного показателя его
кадастровой стоимости в размере 9 977 руб. 57 коп. за 1 кв.м,
утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства Ульяновской области (л.д. 102).
Датой обращения с
заявлением об оспаривании кадастровой стоимости является 13 июля 2022г. (дата
обращения с заявлением об исправлении ошибки в ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценке»).
Определяя
надлежащего ответчика по делу, суд исходит их следующего.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении
судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
объектов недвижимости» разъяснено, что административными ответчиками по делам
об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются
государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты
определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий
функции по государственной кадастровой оценке.
В данном случае надлежащим ответчиком по делу
является Правительство Ульяновской области, как орган государственной власти
Ульяновской области, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости
объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области. В связи
с этим в удовлетворении требований истца
к другим ответчикам следует отказать.
Доводы ОГБУ «ЦГКО» о том, что в связи с
переходом Ульяновской области с 1 января 2021 г. к применению ст. 22.1 Закона о
государственной кадастровой оценке прекращается процедура оспаривания
кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при
определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, основаны на неверной
трактовке законодательства.
Порядок оспаривания результатов определения
кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом
административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом
от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
и Федеральным законом
от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом
изменений, внесенных Федеральным законом
от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Как следует из ч. 1 ст. 24
Федерального закона № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением
государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов,
устанавливается переходный период применения данного закона
с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г. (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная
кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом
№ 237-ФЗ или Федеральным законом
№ 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24
Федерального закона № 237-ФЗ).
При этом, как следует из ч. 6 ст. 24
и ч. 1 ст. 25
Федерального закона № 237-ФЗ, положения данного закона
не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов
государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017
г.
Таким образом, оспаривание результатов
государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной
даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом
№ 135-ФЗ.
Частью 3 ст.
24 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате
перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом
принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Следовательно, если государственная
кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с
положениями Федерального закона
№ 237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости
осуществляется по правилам ст. 22
Федерального закона № 237-ФЗ.
В данном случае кадастровая стоимость
принадлежащего истцу дома определена в соответствии с Федеральным законом №
135-ФЗ, следовательно, для её оспаривания применяются положения указанного
закона.
Федеральным законом
№ 269-ФЗ в Федеральный закон
№ 237-ФЗ введена статья 22.1,
регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной
стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020
г.
При этом ч. 2 ст. 6
Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный
период применения ст. 22
и 22.1
Федерального закона № 237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст.
6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1
Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости
объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу п. 3 ч. 2 ст.
6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае
отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1
Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в
ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22
Федерального закона № 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах
определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта
недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую
установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18
Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.
Действительно, Ульяновская область с 1 января
2021г. перешла к применению положений ст. 22.1
Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости
объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (Постановление
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020г. № 775-П).
Таким образом, положения ст. 24.18
Федерального закона № 135-ФЗ не применяются для оспаривания кадастровой
стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его
рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая
стоимость.
В данном же случае истец оспаривает
кадастровую стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом №
135-ФЗ, по мотиву недостоверности сведений,
использованных при определении кадастровой объекта недвижимости.
Приведенные выше разъяснения законодательства
даны в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2
(2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е
Ш И Л:
административное исковое заявление Ускина
Виктора Дмитриевича об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости
ввиду использования недостоверных
сведений об объекте недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта
недвижимости – жилого здания, площадью 53,8 кв.м, с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, в размере 536 793, 27 руб. по состоянию на
17 ноября 2011г.
Датой обращения с
заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 13 июля 2022
г.
Вступившее в законную силу решение является
основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный
реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта
недвижимости с кадастровым номером ***.
В удовлетворении требований Ускина Виктора
Дмитриевича об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, заявленных к
Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой
оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному
учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено
3 ноября 2022г.