УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-002670-07
Судья Жилкина А.А.
Дело №
33-4280/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 25 мая 2022 года гражданское дело № 2-1881/2022,
по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Семеновой
Марии Викторовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ
«Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова» о возложении обязанности выписать
лекарственный препарат и обеспечить им удовлетворить.
Обязать ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова»
выписывать Семеновой Марии Викторовне по жизненным показаниям льготные рецепты
на лекарственный препарат *** по торговому наименованию ***
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
бесплатно обеспечивать Семенову Марию Викторовну лекарственным препаратом ***
по торговому наименованию *** до отмены назначения этого препарата.
Решение в части возложения обязанности выписать
лекарственный препарат *** по торговому наименованию *** подлежит немедленному
исполнению.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор
Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Семеновой М.В., обратился
в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписать
лекарственный препарат и обеспечить им.
Требования мотивированы тем, что Семенова М.В., ***.1985 года
рождения, является *** с детства, состоит на диспансерном учете в ГУЗ
«Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова» с диагнозом *** и нуждается в
пожизненном получении гормонзамещающего препарата. Решением врачебной комиссии
в ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова» от 19.11.2020 и 14.02.2022
Семеновой М.В. назначено лечение препаратом под торговым наименованием ***
который замене не подлежит. Однако после проведения врачебной комиссии
Семеновой М.В. лечащим врачом выписывается препарат по международному
непатентованному наименованию *** 14.02.2022 ГУЗ «Городская поликлиника №1 им.
С.М. Кирова» направлена в Министерство здравоохранения Ульяновской области в
рамках федеральной программы льготного лекарственного обеспечения
дополнительная заявка, с указанием потребности в препарате «*** в количестве 72
упаковки. Однако до настоящего времени Семенова М.В. не обеспечена льготным
лекарственным препаратом.
Просил суд возложить на ГУЗ «городская
поликлиника №1 им. С.М. Кирова» обязанность выписывать по жизненным показаниям
льготные рецепты на лекарственный препарат ***» по торговому наименованию ***, возложить
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать
Семенову М.В. лекарственным препаратом по торговому наименованию *** до отмены
назначения этого препарата, обратить решение суда в части обязания выписывать
рецепты к немедленному исполнению.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу
новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что закупка по торговому
наименованию проводится при
предоставлении в Министерство соответствующих документов: обоснованной заявки
территориальной поликлиники, протокола врачебной комиссии, копии направленного
в Росздравнодзор извещения о побочном действии, нежелательной реакции или
отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства.
Обращает внимание суда на то, что в соответствии с «Территориальной программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
территории Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2011 и 2023
годов» не предусматривается выдача *** с торговым наименованием ***. В
обоснование доводов жалобы ссылается на Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства Российской
Федерации от 30.11.2015 №1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих
из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей
осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных
требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Семенова М.В. выражает
несогласие с её доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не
подлежащим отмене.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1
ст.41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,
Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых
ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и
социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана
здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими
правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае
утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в
том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных
медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором
добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья
граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).
Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается
медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих
медицинских организациях.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403
утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан
или его инвалидности.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, как следует из его
содержания, не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней
лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими
(орфанными) заболеваниями.
Как установлено судом, у Семеновой М.В. диагностировано
заболевание «несахарный диабет», данное заболевание входит в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности,
кроме того Семенова М.В. является ***.
Семенова М.В.
подлежит обеспечению всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей
бесплатно.
04.10.2016 главным внештатным эндокринологом УОКБ М*** Г.Н.
рекомендовано применение препарата «*** постоянно.
Указанное назначение подтверждено эндокринологом
Научно-исследовательского института нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко
РАМН, врачами Эндокринологического научного центра Росмедтехнологии.
Согласно заключению от 20.10.2020 главного внештатного
эндокринолога Министерства здравоохранения Ульяновской области М*** Г.Н.
Семеновой М.В. рекомендован прием препарата *** постоянно, замене не подлежит,
так как при использовании других торговых наименований (*** в той же дозировке
значительно увеличивается диурез в первые сутки приёма, что требует
дополнительного приема ***
Решениями врачебной комиссии ГУЗ «Городская поликлиника №1 им.
С.М. Кирова» от 19.11.2020, 14.02.2021 рассмотрен вопрос обоснованности
назначения Семеновой М.В. *** по торговому наименованию «***, подтверждена
нуждаемость пациентки в постоянном приеме препарата «*** по 2 таб. 3 раза в
день, замене не подлежит, поскольку при использовании других торговых
наименований (***) в той же дозировке значительно увеличивается диурез в первые
сутки приёма, что требует дополнительного приема «***.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора,
действующего в интересах Семеновой М.В., суд правомерно руководствовался приведенными
выше нормами права, при этом учитывал, что согласно заключению врачебной
комиссии, применение лекарственного препарата под иными торговыми
наименованиями нежели «***» невозможно, ввиду вероятности наступления соответствующих неблагоприятных последствий их
применения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Городская
поликлиника №1 им. С.М. Кирова» обязанности выписывать Семеновой М.В. льготные
рецепты на лекарственный препарат «*** по торговому наименованию «***, а на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечивать Семенову
М.В. указанным препаратом и в силу того, что препарат *** по торговому
наименованию *** при соблюдении дозы является единственным доказано-эффективным
средством терапии выявленного у истицы заболевания, является жизненно важным
для неё, пришел к выводу об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Выводы
суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не
усматривает.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что исполнить возложенные на Министерство
обязательства не представляется возможным, поскольку ответственность по
обеспечению указанным лекарственным средством, не может быть возложена
непосредственно на Министерство и будет являться нарушением бюджетного
законодательства, в виде нецелевого использования бюджетных средств не
состоятельны.
Доказательств,
опровергающих нуждаемость Семеновой М.В. в обеспечении вышеуказанным
лекарственным препаратом, Министерством здравоохранения Ульяновской области не
представлено.
Судебная
коллегия считает, что право инвалида на применение лекарственного препарата, не
входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия
медицинского показания (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии
гарантировано ст. 37 ч. 5
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно,
представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий
возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права,
влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены
решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 мая 2022
года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 27 октября 2022 года.