Судебный акт
Компенсация за ненадлежащие условия содержания, нательное белье в ШИЗО
Документ от 18.10.2022, опубликован на сайте 03.11.2022 под номером 102627, 2-я гражданская, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-000612-70

Судья Денисова М.А.                                                                     Дело №33а-4057/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    18 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,                      

судей Смирновой Ю.В., Сычёвой О.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Абдусамадова Гамзата Умаровича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 апреля 2022 года по делу №2а-881/2022, по которому постановлено:

административный иск Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, нарушающими права, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» по обеспечению надлежащих условий содержания Абдусамадова Гамзата Умаровича в данном исправительном учреждении в части несоблюдения температурного режима.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Абдусамадова Гамзата Умаровича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 руб.

В остальной части в удовлетворении требований административного иска Абдусамадову Гамзату Умаровичу отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Абдусамадова Г.У., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, не согласившегося с доводами апелляционной жалобы административных ответчиков и заинтересованного лица, судебная коллегия

 

установила:

 

Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, нарушающими права, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В обоснование требований указал, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми он неоднократно водворялся в штрафной изолятор. При этом у него изымалось теплое нательное белье, взамен изъятого, как этого требует п.159 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, другое не выдавалось. При отбывании наказания в штрафном изоляторе он испытывал на себе суровый климат Республики Коми, особенно зимой. Действия администрации ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми не соответствуют приказу Минюста России от 03.12.2013 №216. В адрес начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми прокуратурой Республики Коми внесено представление от 26.03.2021 об устранении нарушений. Ссылался на то, что нарушения условий содержания в виде необеспечения нательным бельем имели место в период с 08.02.2018 по 26.03.2021, а нарушения температурного режима с 2016 года по день обращения с административным иском.

Административный истец просил признать условия содержания в штрафном изоляторе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими, взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ИК-25 УФСИН по Республике Коми в периоды отбытия дисциплинарных взысканий в штрафном изоляторе в размере 500 000 руб., признать нарушение ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в отношении него ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц – УФСИН России по Республике Коми, Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области.

Определением суда от 29.04.2022 производство по административному делу в части признания незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по необеспечению Абдусамадова Г.У. в ШИЗО нательным бельем прекращено на основании п.2 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.01.2022 по делу №2а-151/2022, которым признаны незаконными действия ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по необеспечению Абдусамадова Г.У. при водворении его в ШИЗО в период с 08.02.2018 по 05.04.2021 нательным бельем с подменного фонда.

Рассмотрев остальные требования административного истца по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми не соглашаются с решением суда, просят его отменить в части взыскания 15 000 руб. за ненадлежащие условия отбывания наказания в ШИЗО и принять новое решение. Считают, что присужденная сумма компенсации является завышенной, а административным истцом пропущен срок на обращение в суд.

В обоснование жалобы указано, что отопительный сезон начинается в сентябре и заканчивается в конце мая, в зависимости от погодных условий. С 31.05.2016 отопление в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало. Температура в камерах ШИЗО в июле 2016 года составляла 20-23 градуса, в конце мая – начале июня – 19 градусов; с 17.03.2017 по 01.04.2017 - 16-17 градусов; 20.03.2016 - 15-16 градусов; 05.05.2016 – 19-21 градус.

Из-за давности оспариваемых периодов в части требований следовало отказать в связи с пропуском срока, установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Абдусамадов Г.У. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Полагает, что судом проигнорированы его требования о компенсации за ненадлежащие условия содержания в части необеспечения его нательным бельем при пребывании в ШИЗО, производство по делу неправомерно прекращено, хотя требования о денежной компенсации ранее им не заявлялись.

В возражениях на апелляционную жалобу административных ответчиков Абдусамадов Г.У. просит отказать в её удовлетворении.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме Абдусамадова Г.У., другие участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом при рассмотрении дела не допущено.

Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В силу положений ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (части 1, 2, 4).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием (пункт 2).

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).

Исходя из приведенных федеральных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации установление несоответствия условий содержания в исправительном учреждении требованиям законодательства не может не свидетельствовать о нанесении морального вреда, компенсацию которого не допустимо ставить в зависимость от способности заявителя доказать его причинение.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 названного выше Постановления Пленума обратил внимание судов, что при рассмотрении требований, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Как установлено судом, Абдусамадов Г.У. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22.06.2015.

Административный истец прибыл в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми 26.10.2015 из ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области.

С 26.07.2016 переведен в отряд со строгими условиями отбывания наказания (СУОН).

02.08.2020 был этапирован в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где находился до 18.01.2021.

С 19.01.2021 по 18.02.2021 Абдусамадов Г.У. содержался в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

19.02.2021 - этапирован в ФКУ ИK-31 УФСИН России по Республике Коми согласно постановлению начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 15.02.2021 о переводе в единое помещение камерного типа на срок 3 месяца.

23.05.2021 административный истец этапирован в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми; 01.08.2021 - этапирован в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (ЕПКТ).

За время нахождения в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Абдусамадов Г.У. неоднократно водворялся в ШИЗО.

Ленинским районным судом г.Ульяновска 10.01.2022 был рассмотрен административный иск Абдусамадова Г.У. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в изъятии  при водворении в ШИЗО с 08.02.2018 по 05.04.2021 нательного белья и непредоставления его весь период дисциплинарного взыскания (дело №2а-151/2022).

Решением суда от 10.01.2022 административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по необеспечению Абдусамадова Г.У. при водворении его в ШИЗО в период с 08.02.2018 по 05.04.2021 нательным бельем с подменного фонда. В остальной части иска отказано. Решение вступило в законную силу 27.04.2022.

Названным решением установлено, что при водворении Абдусамадова Г.У. в ШИЗО в период отбывания наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с 08.02.2018 по 05.04.2021 административный истец не был полностью обеспечен вещевым довольствием в установленных объемах, чем нарушено его право на материально-бытовое обеспечение.

Таким образом, факт необеспечения Абдусамадова Г.У. в спорный период нательным бельем с подменного фонда подтвержден и не подлежал доказыванию вновь в рамках настоящего административного дела в силу положений ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Довод Абдусамадова Г.У. в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в данной части является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм процессуального права.

При проверке доводов Абдусамадова Г.У. о несоблюдении температурного режима в периоды нахождения его в ШИЗО суд правомерно руководствовался положениями ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2, устанавливающими допустимые значения температур в жилых комнатах от 18 до 24 градусов, а также учел продолжительность нахождения административного истца в ШИЗО в условиях, не отвечающих нормативным требованиям.

Согласно представленным ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми данным из личного дела осужденного Абдусамадова Г.У. он отбывал дисциплинарные взыскания в виде водворения в ШИЗО в следующих камерах (том 2, л.д. 155-156):

1. в камере №4 в период с 23.12.2015 по 28.02.2015;

2. в камере №2 в период с 05.03.2016 по 20.03.2016;

3. в камере №1 в период с 22.04.2016 по 05.05.2016;

4. в камере №2 в период с 31.05.2016 по 05.06.2016;

5. в камере №1 в период с 06.07.2016 по 16.07.2016;

6. в камере №4 в период с 25.07.2016 по 30.07.2016;

7. в камере №4 в период с 17.03.2017 по 01.04.2017;

8. в камере №4 в период с 10.08.2018 по 12.08.2018;

9. в камере №8 в период с 31.08.2018 по 06.09.2018;

10. в камере №8 в период с 18.09.2018 по 25.09.2018;

11. в камере №8 в период с 23.05.2019 по 26.05.2019;

12. в камере №4 в период с 18.05.2020 по 27.05.2020;

13. в камере №4 в период с 22.07.2020 по 27.07.2020;

14. в камере №10 в период с 02.02.2021 по 08.02.2021;

15. в камере №12 в период с 24.05.2021 по 31.05.2021;

16. в камере №12 в период с 31.05.2021 по 10.06.2021.

Из представленной ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в материалы дела копии журнала учета температурного режима в камерах штрафного изолятора установлено, что нарушение температурного режима имело место в марте – апреле 2017 года, температура воздуха в камерах составляла от 15 до 17°С, что ниже допустимой нормы на 3-1°С (л.д. 52-64).

Факт несоблюдения температурного режима 20.03.2016 (ниже нормы на       3-2°С) не отрицается ответчиками, на что указано в апелляционной жалобе.

05.02.2016 в адрес начальника ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по результатам проведенной проверки по вопросу ненадлежащего санитарно-эпидемиологического состояния камер штрафного изолятора и помещений камерного типа ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, а также соблюдения режима в данных помещениях вынесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного, санитарно-эпидемиологического законодательства РФ (том 1, л.д. 167-169).

В ходе проверки было установлено несоблюдение температурного режима в камерах ШИЗО-ПКТ ИК-25 на указанную дату. Фактическая температура воздуха составляла в камерах № 1, 5, 9, 10, 17, 18 - 14°С, № 2, 3, 4, 6, 8, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 20 - 15°С, что на 3-4°С ниже предельно допустимой нормы.

Согласно данным указанного выше журнала учета температурного режима в камерах штрафного изолятора ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми в нем отражены данные с 01.06.2016 о соблюдении температурного режима в камерах ШИЗО.

Ранее указанной даты сведений не имеется, за исключением установленного Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в представлении от 05.02.2016 факта несоблюдения температурного режима в камерах ШИЗО по состоянию на дату проверки 05.02.2016.

Таким образом, подтвержденным периодом отбывания наказания Абдусамадовым Г.К. в ШИЗО при температуре ниже установленной нормы являлся период 16 дней (20.03.2016 и с 17.03.2017 по 01.04.2017).

Общая продолжительность нахождения административного истца в ШИЗО без надлежащего обеспечения нательным бельем за спорный период с 08.02.2018 по 05.04.2021 составила 38 дней.

С учетом установленных судом фактов несоблюдения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми оспариваемых условий содержания Абдусамадова Г.У. при отбывании наказания в ШИЗО, непродолжительности периодов нахождения административного истца в ненадлежащих условиях содержания суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации в порядке ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определив её в размере 15 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку при определении размера компенсации суд исходил из установленных по делу обстоятельств, непродолжительности периодов нахождения Абдусамадова Г.У. в ненадлежащих условиях содержания в ШИЗО, личности административного истца и руководствовался требованиями разумности.

Доводы апелляционной жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о завышенном размере взысканной компенсации, а также о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском судебная коллегия считает несостоятельными.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Принимая во внимание, что Абдусамадов Г.У. оспаривал условия содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в том числе, по дату обращения в суд с настоящим административным иском, а также то, что на дату рассмотрения дела административный истец продолжал отбывать наказание в указанном исправительном учреждении, следовательно, оспариваемое нарушение носит длящийся характер, и оснований для вывода о пропуске административным истцом срока обращения в суд, не имелось.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб сторон и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Абдусамадова Гамзата Умаровича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.10.2022