Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 01.11.2022, опубликован на сайте 11.11.2022 под номером 102618, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Денисова М. А.                                                            73RS0001-01-2022-003065-83                     

Дело № 33-4244/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  1 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 мая 2022 года по гражданскому делу № 2-2097/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования  прокурора Железнодорожного района города Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Д*** техническими средствами реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 06.09.2019 № ***.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Д*** компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетней Д***., обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническими  средствами  реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что Д***. является ***инвалидом, инвалидность установлена до 22.12.2034. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 06.09.2019 Д***. подлежит обеспечению техническими  средствами  реабилитации (ТСР). Заявление Д*** по вопросу обеспечения ее дочери Д*** ТСР зарегистрировано в отделении ФСС 08.04.2021. До настоящего времени Д*** предусмотренными ИПРА техническими средствами реабилитации обеспечена не в полном объеме. Так, до настоящего времени ***инвалид не обеспечен следующими ТСР: ***.

Просил возложить на ГУ-УРО ФСС РФ обязанность обеспечить Д***. техническими средствами реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 06.09.2019 № ***, взыскать с ГУ-УРО ФСС РФ в пользу Д*** компенсацию морального вреда за нарушение сроков обеспечения техническими средствами реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 06.09.2019 № ***, в размере 5000 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Главное бюро медико-социальной  экспертизы по Ульяновской области», Домашняя Ю.А.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что заявление Д***. на обеспечение ТСР зарегистрировано в информационной базе ответчика. В рамках исполнения государственного контракта в отношении несовершеннолетней сформированы направления на получение технических средств реабилитации. ГУ-УРО ФСС РФ неоднократно размещались запросы ценовых предложений на выполнение работ по изготовлению данных ТСР. ГУ-УРО ФСС РФ не бездействовало, предпринимались все необходимые меры для заключения государственного контракта на данный вид ТСР. В настоящее время проводится внутреннее согласование документов на поставку ТСР.

Отмечает, что, безусловно подтверждающих доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения его ТСР, не имеется. Право инвалида на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета возможно реализовать как через самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации, так и посредством электронного сертификата. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет ущемление прав других получателей ТСР.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует  из материалов  дела Д***. является  ***инвалидом. Для проведения реабилитационных мероприятий Д***. разработана индивидуальная программа (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1369.14.73/2019 от 06.09.2021 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости техническими средствами реабилитации, в том числе: ***.

Заявление Д*** на обеспечение ТСР зарегистрировано в информационной базе ответчика 08.04.2021.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела в суде, Д***. необходимыми ей ТСР не обеспечена.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч.3 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии с ч.5 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ч.1 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч.3 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены изложенные в вышеуказанной ИПР от 06.09.2019 №1009.14.73/2019.  

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п.п.2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем, в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Как уже отмечалось, Д*** ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была оформлена вышеуказанная индивидуальная программа реабилитации ***инвалида от 06.09.2019, согласно которой Д*** в период с 05.09.2019 по 22.12.2034 подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако по сведениям ГУ-УРО ФСС РФ Д*** не обеспечена данными ТСР в полном объеме, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах нуждающегося в данных ТСР ***инвалида.

Доводы стороны ответчика со ссылками на то, что им предпринимаются меры по обеспечению инвалида необходимыми ТСР, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.     

Разрешая заявленные требования в части  компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно исходил, что предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

В результате действий ответчика несовершеннолетняя Д*** была лишена мер социальной защиты в виде обеспечения в полном объеме необходимыми техническими средствами реабилитации.

В  связи с нарушением прав истца на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, суд обоснованно взыскал компенсацию морального вреда с ответчика.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  01.11.2022