Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 18.10.2022, опубликован на сайте 07.11.2022 под номером 102516, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0013-01-2022-003031-34                                           

Судья Кочергаева О.П.                                                                   Дело № 33-4132/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дроновой Ирины Нурислямовны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-1459/2022, по которому постановлено:

иск прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И.  удовлетворить  частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области  (ИНН 7325000951) в пользу Дроновой Ирины Нурислямовны, ***.1980 года рождения, проживающей в ***  денежные средства в размере  4624 (четыре тысячи шестьсот двадцать четыре) руб.,  затраченные на приобретение  лекарственного  препарата под торговым наименованием  «НовоРапид» по рецепту от 22.03.2022.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Ш*** Э*** И***, ***.2011 года рождения, в интересах которого действует Дронова Ирина Нурислямовна, ***.1980 года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Ш*** Э.И.,  к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства об  организации обеспечения несовершеннолетнего медицинским изделием   отказать.

В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Ш*** Э.И., к Министерству здравоохранения Ульяновской области об организации обеспечения несовершеннолетнего медицинским изделием, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда в большем размере отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, пояснения Дронова И.Н., поддержавшей довода апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор города Димитровграда обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов,   взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарства и медицинских изделий, компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению матери несовершеннолетнего Ш*** Э.И., являющегося ***, страдающего ***, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, установлено, что Ш*** Э.И.  рекомендован самоконтроль гликемии с обязательным ведением дневника самоконтроля. Матерью несовершеннолетнего в 2022 году приобретался  сканер *** ланцеты с тест-полосками за собственные денежные средства  в размере 27 737 руб. 22.03.2022 Ш*** Э.И. лечащим врачом  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России   выписан  рецепт  для получения лекарственного препарата *** Поскольку в аптечной сети данного препарата не оказалось, мать  несовершеннолетнего  приобрела лекарственный препарат за собственные средства, потратив 4624 руб. 

Прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России  организовать обеспечение Ш*** Э.И. медицинскими изделиями – системой длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с назначением врача; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу матери несовершеннолетнего Дроновой И.Н. денежные средства, затраченные на приобретение медицинских препаратов и изделий в указанных выше суммах. Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ш*** Э.И.   компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Дронова И.Н. не соглашается с решением суда,  просит его отменить.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при ***. Согласно Клиническим рекомендациям по лечению *** у детей для контроля гликемии рекомендованы системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (далее – НМГ). Исследование уровня глюкозы в крови методом НМГ включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним. Однако ребенок не был обеспечен указанными медицинскими изделиями. Системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы: датчик «***» приобретался самостоятельно. Считает, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению ребенка бесплатными медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь. Указывает, что Ш*** Э.И. длительное время не выдавались медицинские изделия, что негативно влияет на состояние его здоровья. Судом не были учтены ее пояснения, что с датчика НМГ поступает информация об уровне глюкозы в крови ребенка постоянно на ее телефон, и она имеет возможность принять оперативные меры к его нормализации, что способствует недопущению резкого ухудшения самочувствия сына, в том числе впадения в состояние комы.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России  считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области выражает несогласие с её доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  возражениях.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний Ш*** Э*** И***2011 года рождения, является ***, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 №2405216 от 15.10.2020 (л.д.14).

Ш*** Э.И. страдает заболеванием ***, что подтверждено выписными эпикризами из медицинских учреждений, где несовершеннолетний проходил лечение. Согласно указанным медицинским  документам, Ш*** Э.И.  рекомендован самоконтроль гликемии с обязательным ведением дневника самоконтроля.

22.03.2022 лечащим врачом  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Ш*** Э.И. был   выписан  рецепт  для получения лекарственного препарата *** (л.д.21).  

Из пояснений законного представителя несовершеннолетнего Дроновой И.Н. в суде первой инстанции следует, что указанный рецепт не обслужен ввиду  отсутствия лекарственного препарата, в связи с чем лекарственный препарат под торговым наименованием *** приобретен за собственные средства.

Министерство здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск прокурора не отрицало факт необеспеченния несовершеннолетнего выписанным препаратом. 

Согласно  выписным эпикризам от 01.01.2021, 22.04.2022 ГУЗ «Ульяновская областная  детская клиническая больница имени политического  и общественного деятеля  Ю.Ф.Горячева», выписному эпикризу  медицинского центра «Юность» от 15.02.2022  Ш*** Э.И. нуждается  в терапии лекарственным препаратом  под видом *** под торговым наименованием  ***  по разработанной врачом схеме. 

Указанные   медицинские рекомендации не содержат  сведений о том,  что Ш*** Э.И. рекомендован лекарственный препарат под иным торговым наименованием.  

Законным представителем Ш*** Э.И. приобретен лекарственный препарат  *** за собственные денежные средства в размере 4624 руб., что подтверждено товарным и кассовым чеком от 06.04.2022 (л.д.22, 23). 

Рецепт от 22.03.2022 для получения лекарственного препарата «*** не обслужен и представлен в подлиннике в материалы данного гражданского  дела (л.д.21).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу  законного представителя несовершеннолетнего Дроновой И.Н.  денежные средства в размере  4624 руб., затраченные на приобретение  лекарственного  препарата под торговым наименованием  *** по рецепту от  22.03.2022.

Решение суда в указанной части не оспаривается.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И., страдающего ***, *** к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к оформлению рецептов, организации обеспечения по приобретению системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, взыскании затраченных на приобретение медицинских изделий денежных средств, суд первой инстанции исходил из того, что система длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы не является для  истца жизненно необходимой при условии обеспечения тест-полосками,  решения  врачебной комиссией   о необходимости применения Ш*** Э.И. по жизненным показаниям  системы длительного (непрерывного) мониторирования  глюкозы ***»,  не  имеется.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, в связи с чем находит доводы  апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней ***

Из материалов дела следует, что Ш***  Э.И., ***2011 года рождения, является ***,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-эндокринолога. Для контроля уровня сахара в крови использует систему непрерывного мониторирования глюкозы посредством использования системы ***

6 декабря 2021 года лечащим врачом Ш*** Э.И. был выписан рецепт на систему непрерывного (длительного) мониторирования глюкозы, между тем Министерством здравоохранения Ульяновской области он указанной системой обеспечен не был.

По пояснения законного представителя несовершеннолетнего Дроновой И.Н. в суде апелляционной инстанции, она обращалась во врачебную комиссию по поводу обеспечения ребенка системой непрерывного мониторирования глюкозы, но решения по данному вопросу принято не было.

Как следует из ответа Клинической больницы №172 филиала №2 ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» ФМБА от 26 ноября 2021 года, системы непрерывного мониторирования глюкозы, ланцеты для прокалывания, тест полоски, иглы к инсулиновым шприц-ручкам относятся к медицинским изделиям и в соответствии с разделом II п. 4.7. приказа Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», вопрос о назначении медицинских изделий не является предметом рассмотрения врачебной комиссии.

Врачом-эндокринологом ООО «Смарт Клиник» Ш*** Э.И. было рекомендовано использование суточного мониторирования глюкозы крови учитывая нестабильное течение *** (л.д.73).

Согласно выписному эпикризу ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России, который был приобщен к материалам дела в суде апелляционной инстанции, Ш*** Э.И. находился на стационарном лечении с 25.07.2022 по 04.08.2022 с диагнозом *** и ему рекомендован контроль уровня гликемии не менее 6-10 раз в сутки, рекомендовано продолжить использование – *** мониторинга  (л.д.102-106).

Как указано выше Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение  Ш*** Э.И. системой длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы *** не принимались.

Льготные рецепты на получение системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы не выписывались.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в современные стандарты лечения сахарного диабета 1 типа у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним.

В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в системе длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы мать ребенка – Дронова И.Н. за период март 2022 года, апрель 2022 года,  май 2022 года,   приобрела за счет собственных средств датчики системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы *** в количестве 6 штук на сумму 26 940 руб. Факт приобретения указанных медицинских изделий и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается товарными и кассовыми чеками (л.д. 24, 26, 27, 29, 30, 32). Кроме того, для ребенка были приобретены *** на сумму 551 руб. и *** на сумму 246 руб. (л.д.19, 20).

По пояснениям законного представителя несовершеннолетнего в суде апелляционной инстанции, ранее 20 апреля 2022 года Димитровградским городским судом Ульяновской области уже было принято решение по иску прокурора в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И., которым с Министерства здравоохранения Ульяновской области в ее пользу были взысканы денежные средства, затраченные на приобретение датчиков системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы *** за другой период и решение суда уже исполнено.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению сахарного диабета, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Непрерывный мониторинг глюкозы «*** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось, в связи с чем принятое судом решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями – системой непрерывного мониторирования глюкозы в крови, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств за приобретенные медицинские изделия судебная коллегия не может признать правильным.

В силу ч.2 ст.330 ГПК РФ неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства обязанности выписывать Ш*** Э.И., 21.07.2011 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение системой  непрерывного мониторирования гликемии ***  в соответствии с рекомендациями врача, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать Ш*** Э.И. на основании выписанных рецептов медицинским изделием – системой длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы  *** взыскав с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Дроновой И.Н., действующей в интересах Ш*** Э.И., компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме  27 737 рублей. (8 980 руб. х3 = 26 940 + 551 руб. (ланцеты) + 246 руб. (тест-полоски) = 27 737 руб.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего Ш*** Э.И. необходимыми  лекарственными препаратами  ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что судебная коллегия удовлетворяет  требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать Ш*** Э.И. медицинским изделием – системой длительного (непрерывного) мониторирования «*** которой *** не был обеспечен, родителям пришлось за собственные денежные средства приобретать медицинские изделия, судебная коллегия приходит к выводу, что компенсация морального вреда, взысканная в пользу несовершеннолетнего *** не соответствует требованиям разумности и справедливости, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части взыскания компенсации морального вреда,  увеличить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, и определить ее в размере 8 000 рублей.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Ш*** Э*** И***.2011 года рождения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства  выписывать Ш*** Э*** И***, ***2011 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение системой  непрерывного мониторирования гликемии *** в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  Ш*** Э*** И***.2011 года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием - системой длительного непрерывного мониторирования глюкозы ***

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Дроновой Ирины Нурислямовны, действующей в интересах Ш*** Э*** И***2011 года рождения, компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий    в сумме 27 737 рублей.

Увеличить размер компенсации морального вреда взысканного с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Ш*** Э*** И***, ***.2011 года рождения,  до 8 000 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 года.