Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 25.10.2022, опубликован на сайте 31.10.2022 под номером 102475, 2-я гражданская, об обзании обеспечить финансирование мероприятий , направленных на приведение лечебных подразделений в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0021-02-2022-000259-19  Судья Яшонова Н.В.                                                                       Дело № 33-4318/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             25 октября 2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной  Н.А.,

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Чичкиной  А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2022 года по делу                              № 2-2-136/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Тереньгульская районная больница» об обязании обеспечить финансирование и осуществление мероприятий, направленных на приведение лечебных подразделений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарного законодательства удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области в течение                   6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на приведение лечебных подразделений ГУЗ «Тереньгульская районная больница» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарного законодательства, а именно:

в Ясашно-Ташлинском офисе врача общей (семейной) практики, расположенном по адресу: ***, привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков помещений, линолеумного покрытия в перевязочном кабинете, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить ультрафиолетовый бактерицидный облучатель в перевязочном кабинете, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации; 

в Солдатско-Ташлинской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: ***, привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков помещений, оборудовать горячее и холодное водоснабжение в медицинских кабинетах, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте ст. Молвино, расположенном по адресу: *** привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков в процедурном кабинете, заменить полы в процедурном кабинете, установить ультрафиолетовый бактерицидный облучатель в процедурном кабинете;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Тумкино, расположенном по адресу: *** привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков в процедурном кабинете, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в совмещенном процедурном и смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Михайловка, расположенном по адресу: ***, привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков помещений и линолеумного покрытия в процедурном и смотровом кабинетах, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в Больше-Борлинском офисе врача общей (семейной) практики, расположенном по адресу: ***, привести в надлежащее состояние отделку стен и потолков помещений в кабинете педиатра, линолеумного покрытия в коридоре, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в Подкуровской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить                          2 огнетушителя;

в фельдшерско-акушерском пункте с. Елшанка, расположенном по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Белогорское, расположенном по адресу: ***, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Сосновка, расположенном по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Зеленец, расположенном по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом и процедурном кабинетах ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Красноборск, расположенном по адресу: *** заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Тереньгульская районная больница» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на приведение лечебных подразделений ГУЗ «Тереньгульская районная больница» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарного законодательства, а именно:

в Ясашно-Ташлинском офисе врача общей (семейной) практики, расположенном по адресу: ***, привести в нормативное состояние (п. 2.7 СП 2.1.3678-20) отделку стен и потолков помещений, линолеумное покрытие в перевязочном кабинете, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить ультрафиолетовый бактерицидный облучатель в перевязочном кабинете, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации; 

в Солдатско-Ташлинской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: ***, привести в нормативное состояние (п. 2.7 СП 2.1.3678-20) отделку стен и потолков помещений, оборудовать горячее и холодное водоснабжение в медицинских кабинетах, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте ст.Молвино, расположенном по адресу: *** привести в нормативное состояние (п. 2.7 СП 2.1.3678-20) отделку стен и потолков в процедурном кабинете, заменить полы в процедурном кабинете, установить ультрафиолетовый бактерицидный облучатель в процедурном кабинете;

в фельдшерско-акушерском пункте с. Тумкино, расположенном по адресу: ***, привести в нормативное состояние (п. 2.7 СП 2.1.3678-20) отделку стен и потолков в процедурном кабинете, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в совмещенном процедурном и смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Михайловка, расположенном по адресу: ***, привести в нормативное состояние (п. 2.7 СП 2.1.3678-20) отделку стен и потолков помещений и линолеумное покрытие в процедурном и смотровом кабинетах, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в Больше-Борлинском офисе врача общей (семейной) практики, расположенном по адресу: ***, привести в нормативное состояние (п. 2.7 СП 2.1.3678-20) отделку стен и потолков помещений в кабинете педиатра, линолеумное покрытие в коридоре, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в Подкуровской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить                        2 огнетушителя;

в фельдшерско-акушерском пункте с. Елшанка, расположенном по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Белогорское, расположенном по адресу: ***, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом кабинете ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Сосновка, расположенном по адресу: *** оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Зеленец, расположенном по адресу: ***, оборудовать горячее водоснабжение в медицинских кабинетах, установить в смотровом и процедурном кабинетах ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации;

в фельдшерско-акушерском пункте с.Красноборск, расположенном по адресу: ***, заменить аккумуляторную батарею у прибора автоматической пожарной сигнализации.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                   Данилова  Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Тереньгульская районная больница» об обязании обеспечить финансирование и осуществление мероприятий, направленных на приведение лечебных подразделений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

Требования мотивировал тем, что  в  результате прокурорской проверки были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности в лечебных подразделениях                                   ГУЗ «Тереньгульская районная больница», а именно в офисе врача общей практики с.Ясашная Ташла, в Солдатско-Ташлинской врачебной амбулатории, в фельдшерско-акушерском пункте (далее – ФАП) ст.Молвино, в ФАП с.Тумкино, в ФАП с.Михайловка, в офисе врача общей практики с.Большая Борла, в Подкуровской  врачебной амбулатории, в  ФАП с.Елшанка,  в ФАП с.Белогорское, ФАП с.Сосновка,  ФАП с.Зеленец, ФАП  с.Красноборск.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельные требования, привлечены - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Главного управления МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на приведение лечебных подразделений                          ГУЗ «Тереньгульская районная больница» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарного законодательства,  просит его отменить в данной части.

В обоснование жалобы указывает, что надлежащими ответчиками по делу являются ГУЗ «Тереньгульская районная больница» и Министерство финансов Ульяновской области, поскольку ГУЗ «Тереньгульская районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, при этом медицинские учреждения имеют различные источники доходов. Выполнение ГУЗ «Тереньгульская районная больница» требований действующего законодательства без дополнительного выделения Министерством финансов Ульяновской области денежных средств не представляется возможным.

Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории области управление в сфере охраны здоровья. Финансовое обеспечение деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

Кроме прокурора в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ГУЗ «Тереньгульская районная больница» является некоммерческой организацией,  полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области в установленном порядке осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области в установленном порядке осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении учредителя и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (л.д.38-76).

В силу п.4.1 Устава финансовое обеспечение выполнения                                    ГУЗ «Тереньгульская районная больница» государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (л.д.57).

Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения (филиалы) без права образования юридического лица, в том числе: отделение общей врачебной практики: Солдатско-Ташлинская врачебная амбулатория, расположенная по адресу: ***; Подкуровская врачебная амбулатория, расположенная по адресу: ***; Больше-Борлинский офис врача общей (семейной) практики, расположенный по адресу: ***; Ясашно-Ташлинский офис врача общей (семейной) практики, расположенный по адресу: ***; ФАП с.Тумкино, расположенный по адресу: ***, ФАП ст.Молвино, расположенный по адресу: *** ***; ФАП с.Сосновка, расположенный по адресу: Ульяновская область, ***, ФАП с.Белогорское, расположенный по адресу: ***; ФАП с.Елшанка, расположенный по адресу: ***;                 ФАП с.Михайловка, расположенный по адресу: ***; ФАП с.Зеленец, расположенный по адресу: ***; ФАП с.Красноборск, расположенный по адресу: *** (л.д.75-76).

ГУЗ «Тереньгульская районная больница» осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 27.09.2019                    № ЛО41-01188-73/00367523, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области (л.д. 28-37).

В результате прокурорской проверки лечебно-профилактических организаций – структурных подразделений ГУЗ «Тереньгульская районная больница» выявлены  нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требований пожарной безопасности.

В частности  установлены нарушения п.2.2, п.2.7, п.4.5.25,  43.3.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020    44,  а также  Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона  от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от  30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.1.3678-20,  п.54, п. 400 Правилами противопожарного режима в Российской Федерации  правомерно  возложил на  Министерство   здравоохранения Ульяновской области  обязанность по организации финансирования  мероприятий, направленных на приведение  лечебных подразделений  в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, а на государственное учреждение здравоохранения «Тереньгульская районная больница»  осуществить мероприятия, направленные на приведение  лечебных  подразделений  в соответствие с требованиями  санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

При этом суд пришел к правильному выводу, что  нарушение требований  санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства  непосредственным  образом влияет на безопасное пребывание работников и посетителей в здании (помещения) медицинского учреждения, ставит  пол угрозу их жизнь и здоровье и  нарушает права и законные интересы  неопределенного круга лиц, может привести к необратимым последствиям.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, Министерство  здравоохранения Ульяновской области  является главным распорядителем средств  областного бюджета в данной отрасти и определяет необходимое денежное финансирование для своих  медицинских организаций, учредителем  которых оно является, в связи с чем суд обоснованно  удовлетворил исковые требования к Министерству  здравоохранения Ульяновской области.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  27.10.2022.