Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 18.10.2022, опубликован на сайте 07.11.2022 под номером 102470, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами о понуждении к обеспечению медицинскими изделиями, возмещении расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-002659-83                                        

Судья Кудряшева Н.В.                                                                    Дело № 33-4134/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Климиной Ларисы Федоровны и апелляционное представление прокурора г.Димитровграда на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 6 июля 2022 года  по гражданскому делу № 2-1271/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах  Климиной Дарьи Владиславовны удовлетворить  частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области  ***) в пользу  Климиной  Ларисы Федоровны  (***.1973 г.р. проживающей по адресу: ***)  денежные средства в размере  11 986 руб., затраченные на приобретение  лекарственного  препарата под торговым наименованием  *** по рецептам от  05.10.2021,  21.12.2021, 01.03.2022  серии 7322111 №1000423386, серии 732111 № 1000444608, серии 73211 №1000463120.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Климиной  Дарьи Владиславовны компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурору г.Димитровграда, действующему в интересах  Климиной Дарьи Владиславовны  к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к своевременному оформлению рецептов, организации обеспечения по  приобретению  системы длительного (непрерывного) мониторирования  глюкозы  отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурору в интересах Климиной Дарьи Владиславовны  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению приобретения  системы длительного (непрерывного) мониторирования  глюкозы, взыскания денежных средств и компенсации морального вреда в большем размере отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части по доводам апелляционного представления, пояснения законного представителя Климиной Д.В. – Климиной Л.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор города Димитровграда обратился в суд в интересах несовершеннолетней Климиной Д.В. с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» (далее -  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинские препараты и приобретению медицинских изделий, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарства и медицинских изделий, компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению матери несовершеннолетней К*** Д.В., 2007  года рождения,  по соблюдению Министерством  здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России законодательства о льготном лекарственном обеспечении, установлено, что К*** Д.В. является ***, страдающей ***, в связи с чем имеет право на льготное лекарственное обеспечение, требует постоянного мониторинга уровня сахара в крови. Матерью несовершеннолетней приобретен *** за  собственные денежные средства  в размере 40 410 руб. 05.10.2021, 21.12.2021, 01.03.2021  лечащим врачом  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России К*** Д.В.  были выписаны рецепты для получения лекарственного препарата *** серии 7322111 №1000423386, серии 732111 № 1000444608, серии 73211 №1000463120. ***  под торговым наименованием  *** в аптечном пункте  ГУ «Ульяновская государственная аптека» не имелось, в связи с чем лекарственный препарат приобретен за собственные средства в сумме 12 069 руб. Всего, матерью ребенка затрачено 52 479 руб. 

Прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России  организовать обеспечение К***  Д.В., 2007 года рождения медицинскими изделиями – системой длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с назначением врача; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу Климиной Л.Ф. в размере 52 479 руб., затраченные на приобретение медицинских изделий *** и лекарственного препарата *** по рецептам серии 7322111 №1000423386, серии 732111 № 1000444608, серии 73211 №1000463120 для несовершеннолетней Климиной Д.В., 2007 года рождения, взыскать  с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу К*** Д.В., 2007 года рождения компенсацию морального вреда.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено  ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Климина Л.Ф. не соглашается с решением суда,  просит его отменить.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа. Согласно Клиническим рекомендациям по лечению *** у детей для контроля *** рекомендованы системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (далее – НМГ). Исследование уровня глюкозы в крови методом НМГ включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним. Однако ребенок не был обеспечен указанными медицинскими изделиями - *** приобретались самостоятельно за 40 410 руб. Указывает, что врачом - эндокринологом не решен вопрос о нуждаемости К*** Д.В. в назначении и применении *** заявка на обеспечение ее *** в Министерство не направлена, рецепты на получение данных изделий не выписываются. Считает, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению ребенка бесплатными медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав *** на бесплатную медицинскую помощь. Указывает, что К*** Д.В. длительное время не выдавались медицинские изделия, что негативно влияет на состояние её здоровья. Полагает, что у суда имелись основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

В апелляционном представлении прокурор г.Димитровграда Ульяновской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не применил нормы права, подлежащие применению. Указывает, что стандарты медицинской помощи, согласно ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 №22н. являются основанием, определяющим какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании помощи детям ***. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.  Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями является обязанностью Министерства, исполнение которой возложено на него действующим законодательством. Непредоставление К*** Д.В. медицинских изделий влечет нарушение её права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо. Указывает на наличие оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в пользу К*** Д.В.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России  считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление Министерство здравоохранения Ульяновской области выражает несогласие с их доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционном представлении, возражениях.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетняя К*** Д*** В***,  ***.2007 года рождения, является ***, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 №2404806 от 06.07.2020 (л.д.43).

К*** Д.В.  страдает  ***, ей рекомендован самоконтроль *** с обязательным ведением дневника самоконтроля.

05.10.2021, 21.12.2021, 01.03.2021  лечащим врачом  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России К*** Д.В.  были выписаны рецепты для получения лекарственного препарата *** серии 7322111 №1000423386, серии 732111 № 1000444608, серии 73211 №1000463120 (л.д.10,16,26, т.1).

Из пояснений  законного представителя несовершеннолетней в суде первой инстанции следует, что рецепты от 05.10.2021 , 21.12.2021, 01.03.2022  обслужены не были ввиду отсутствия лекарственного препарата, в связи с чем лекарственный препарат под торговым наименованием «*** был приобретен за собственные средства. В период действия рецепта от 1 марта 2022 года  серии 732211 №1000463120 на складе ГУ «Ульяновская государственная аптека» имелся лекарственный препарат «*** под торговым наименованием  *** от имеющихся препаратов законный представитель Климина Л.Ф. отказалась, что подтверждается журналом  учета отказов от синонимов (л.д.112 об, т.1).

Согласно  выписному эпикризу от 18.06.2020  ГУЗ «Ульяновская областная  детская клиническая больница имени политического  и общественного деятеля  Ю.Ф. Горячева»  К*** Д.В. нуждается  в терапии лекарственным препаратом  под видом ***, под торговым наименованием  «***,  *** перед завтраком, обедом, ужином и на перекусы два раза в день (л.д.161-162, т.1).

Тактика  лечения  К*** Д.В. с 2020 года не изменилась, что подтверждается амбулаторной картой К*** Д.В.,  выписным эпикризом  от 21.03.2022  ФФГБУ ФМБА России медицинского центра «Юность»  (л.д.44-46, т.1), из которого следует, что К*** Д.В. рекомендован прием  *** за 15 мин до еды подкожно на завтрак, обед и ужин, указанные  выше медицинские рекомендации не содержат  сведений о том,  что К*** Д.В. рекомендован лекарственный препарат  под иным торговым наименованием.

Указанные выше рецепты на лекарственный препарат *** не обеспечены. Климиной Л.Ф.  приобретен лекарственный препарат  *** за собственные денежные средства в размере 11 986  руб., что подтверждается  товарными и кассовыми  чеками: на сумму 1981 от 20.01.2022, 2000 руб. от 20.02.2022, 1810 руб. от 25.02.2022, 1781 руб. от 25.02.2022, 4447 руб. от 17.03.2022 (л.д.8,9,17,18, 19,20,21,22,23,24,25,29, т.1), всего затрачено на приобретение 11 986 руб.

Рецепты от 05.10.2021, 21.12.2021, 01.03.2021 для получения лекарственного препарата *** серии 7322111 №1000423386, серии 732111 № 1000444608, серии 73211 №1000463120 не обслужены и представлены в материалы дела (л.д.10,16,26, т.1).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу  Климиной  Л.Ф.  денежные средства в размере  11 986 руб., затраченные на приобретение  лекарственного  препарата под торговым наименованием  *** по рецептам от  05.10.2021,  21.12.2021, 01.03.2022.

Решение суда в указанной части не оспаривается.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетней К*** Д.В., страдающей ***, *** к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к оформлению рецептов, организации обеспечения по приобретению системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, взыскании затраченных на приобретение датчиков денежных средств, суд первой инстанции исходил из того, что решения  врачебной комиссией   о необходимости применения К*** Д.В. по жизненным показаниям  ***,  не  имеется.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, в связи с чем находит доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** типа (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10.9.

Из материалов дела следует, что К*** Д.В., ***.2007 года рождения, является ***,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-эндокринолога.

В период с 26.05. по 30.05.2020 К*** Д.В. находилась на стационарном лечении в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени Ю.Ф. Горячева» с диагнозом ***, где ей, в том числе был рекомендован контроль *** с обязательным ведением дневника самоконтроля (л.д.161-162, т.1).

В период с 09.03.2022 по 21.03.2022 К*** Д.В. находилась на обследовании и лечении в ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр ФМБА»  с диагнозом ***, где ей рекомендован постоянный мониторинг *** с ведением дневника самоконтроля (л.д.44-46, т.1).

30.06.2022 К***а Д.В. была осмотрена врачом-эндокринологом ООО «Смарт Клиник», где рекомендовано рассмотреть  вариант суточного мониторирования постоянно (л.д.158, т.1).

Коме того, судебной коллегией было удовлетворено ходатайство о приобщении к  материалам дела выписного эпикриза, из которого следует, что К*** Д.В. с 25.07.2022 по 04.08.2022 находилась в отделении эндокринологии  УДКБ ФГАУ ВО Первый МГМУ им Сеченова Минздрава России, где ей рекомендовано продолжить использование – ***  (л.д.212-214, т.1).

Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение  Климиной Д.В. *** не принимались.

Льготные рецепты на получение системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы не выписывались.

В связи с нуждаемостью *** в *** мать ребенка – Климина Л.Ф. за период март 2021 года, декабря 2021 года, февраля 2022 года,  март 2022 года приобрела за счет собственных средств *** в количестве 9 штук на сумму 40 410 руб. руб. Факт приобретения указанных медицинских изделий и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается товарными и кассовыми чеками (л.д.30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, т.1).

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при ***.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению сахарного диабета, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось, в связи с чем принятое судом решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетней К*** Д.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств за приобретенные медицинские изделия судебная коллегия не может признать правильным.

В силу ч.2 ст.330 ГПК РФ неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства обязанности выписывать К*** Д.В***.2007 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение ***  в соответствии с рекомендациями врача, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать К*** Д.В. на основании выписанных рецептов медицинским изделием – *** взыскав с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Климина Л.Ф., действующей в интересах К*** Д.В., компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме 40 410 рублей.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетней К*** Д.В. необходимыми  лекарственными препаратами  ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истицы компенсации причиненного морального вреда.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что судебная коллегия удовлетворяет  требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать К*** Д.В. медицинским изделием – *** которой *** не был обеспечен, родителям пришлось за собственные денежные средства приобретать указанное медицинское изделие, судебная коллегия приходит к выводу, что компенсация морального вреда, взысканная в пользу несовершеннолетнего *** не соответствует требованиям разумности и справедливости, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым увеличить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истицы, и определить ее в размере 8 000 рублей.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 6 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетней К*** Д*** В*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства  выписывать К*** Д*** В***, ***2007 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение *** в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать К*** Д*** В***, ***2007  года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием – ***

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Климиной Ларисы Федоровны, действующей в интересах К*** Д*** В***, компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме 40 410 рублей.

Решение суда в части компенсации морального вреда изменить.

Увеличить размер компенсации морального вреда взысканного с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  К***  Д*** В*** до 8 000 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 октября 2022 года.