УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сизов И.А. 73RS0001-01-2021-012393-19
Дело
№ 33-4263/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Карабанова А.С., Богомолова С.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Ковалева Михаила Владимировича на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 17 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-430/2022, по
которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ковалева Михаила
Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат
Ульяновской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании
участником боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение
ветерана боевых действий - отказать.
Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца
Ковалева М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Ковалев М.В. обратился в суд с иском к Федеральному
казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ
«Военный комиссариат Ульяновской области»), Министерству обороны Российской
Федерации о признании участником боевых действий, возложении обязанности выдать
удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование иска указано, что с 29.05.2006 по 24.11.2008 истец проходил
военную службу по контракту в войсковой части ***. Во время прохождения службы
с 26.05.2008 он был направлен в командировку в войсковую часть полевая почта №***
г. Цхинвали для выполнения миротворческой миссии. 13.10.2008 он вернулся из
командировки г. Цхинвали по окончании миротворческой миссии. В период
нахождения в командировке в составе миротворческих сил выполнял задачи по
поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта в г.Цхинвали
Южной Осетии, принимал непосредственное участие в выполнении задач по
нормализации обстановки в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта.
Таким образом, в составе группировки войсковых сил, выполнял задачи по
обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной
Осетии и Абхазии. В 2014 году он обратился с заявлением о выдаче удостоверения
«Ветеран боевых действий». Комиссией Центрального военного округа по
рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых
действия было вынесено заключение об отказе выдаче удостоверения ветерана
боевых действий, так как не представлены копии выписок из приказов командира
в/ч «О выплате личному составу в/ч суточных в иностранной валюте, за исполнение
обязанностей на территории РЮЮ» в период с 08.08.2008 по 22.08.2008. Согласно
архивной справки от 21.01.2014, личный состав войсковой части полевая почта ***
денежным довольствием обеспечивался через финансовую службу войсковой части ***.
Документы войсковой части полевая почта *** с длительными сроками хранения и
подлежащие сдаче в архив в штаб войсковой части *** командованием в/ч полевая
почта *** не сдавались.
С учетом изложенного, Ковалев М.В. просил суд признать его участником боевых действий
в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан
Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и
Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года, обязать Комиссию
Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и
выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать Ковалеву М.В.
удостоверение ветерана боевых действий.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФКУ
«Объединенное стратегическое командование центрального военного округа», ФГКУ
«Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства
обороны России.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ковалев М.В. просит решение суда
отменить, удовлетворить его исковые
требования. В обоснование жалобы указано, что решение суда подлежит отмене в связи с
неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд нарушил
и неправильно применил нормы материального и процессуального права, а
соответственно, сделал вывод и вынес ошибочное решение об отказе в
удовлетворении заявленных исковых требований. Считает, что при вынесении
решения судом не были приняты во внимание обстоятельства и периоды его военной
службы, на которых основаны его исковые требования. Решение суда должно
основываться на объективной оценке всех доказательств в их совокупности.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат
Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Ковалев
М.В. в период с 29.05.2003 по 24.11.2008 проходил службу на различных
должностях в войсковой части № ***.
Во время прохождения службы с 26.05.2008 по 13.10.2008 был направлен в
командировку в войсковую часть полевая почта № *** г.Цхинвали для выполнения
миротворческой миссии, что подтверждается представленными в материалы дела
архивными справками Минобороны России в лице Филиала Центрального ордена
Красной звезды архива (л.д. 10-11).
Заключением комиссии Центрального военного округа по
рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых
действий, от 03.04.2014 истцу было отказано в выдаче удостоверения ввиду
отсутствия документального подтверждения факта его непосредственного участия в
боевых действиях и отсутствия выписок из приказов командира в/ч «О выплате
личному составу в/ч суточных в иностранной валюте, за исполнение обязанностей
на территории РЮО» с 08.08.2008 по 22.08.2008.
Не согласившись с отказом в выдаче удостоверения ветерана
боевых действий, Ковалев М.В. оспорил его в судебном порядке.
Рассмотрев исковые требования Ковалева М.В. по существу, суд
обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания
истца ветераном боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения. При
этом суд дал верную оценку представленным доказательствам в их совокупности и
правильно применил закон, подлежащий применению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального
закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О
ветеранах») к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе
уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы,
лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск
национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники
указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства
обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской
Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти
СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие
участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих
государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов
государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории
Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»
перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с
участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к
настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся
федеральным законом.
Выполнение задач по
обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на
территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, с 8 по 22 августа
2008 года, входит в раздел III Перечня, являющегося приложением к
Федеральному закону «О ветеранах».
В силу статьи 28 Федерального закона «О ветеранах»
реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется
при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой
категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года или
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от
22.07.2008 № 559 удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам,
указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом,
подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в
соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных
государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок, основания и условия выдачи удостоверений ветеранов
боевых действий регулируются Федеральным законом «О ветеранах», Инструкцией о
порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 №
763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - Инструкция), Порядком
выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской
Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от
11.08.2012 № 2288 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Инструкции закреплено, что выдача удостоверений
производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах
исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдача удостоверений
осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3
Федерального закона «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для
выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и
контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством
обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным
государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности
государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны
Российской Федерации.
В пункте 9 Порядка установлено, что для оформления
заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета
ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества
заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата
рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых
действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в
соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов
ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к
Федеральному закону «О ветеранах»).
Для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного
конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных
к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и
защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики
Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих
командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп,
подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы,
подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо
реализованный наградной материал.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что
периоды непосредственного участия военнослужащих, в том числе уволенных в запас
(отставку), и других лиц, названных в статье 3 Федерального закона «О
ветеранах», в боевых действиях устанавливаются на основании документов,
выданных органами военного управления.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с
законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут
подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и
иных лиц при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях при
разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами
доказывания.
Отказывая в удовлетворении заявления Ковалева М.В., суд
первой инстанции исходил из невозможности установления факта непосредственного
участия заявителя в боевых действиях с использованием любых средств
доказывания. Документов о непосредственном участии истца в боевых действиях,
выданных органами военного управления, в материалах дела не имеется.
В архивной справке Центрального архива от 28.01.2022 указано
о наличии архивных документов о прохождении Ковалевым М.В. службы по контракту
с 29.05.2006 по 24.11.2008 в войсковой части полевой почты №***. В последующем
был командирован в войсковую часть полевой почты №*** г.Цхинвали (л.д. 58-59).
Между тем, в представленных документах отсутствуют сведения
о приказе командира войсковой части «О выплате личному составу военной части
суточных в иностранной валюте, за исполнение обязанностей на территории РЮО», а
также сведения о непосредственном участии истца в боевых действиях.
То обстоятельство, что истец проходил военную службу и
находился на территории, где проводились боевые действия, само по себе не может
служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях,
поскольку не подтверждается доказательствами, отвечающими требованиям
допустимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что другим военнослужащим,
находившимся в этот период в Южной Осетии, были выданы удостоверения, не может
служить основанием для выдачи удостоверения и истцу.
При этом самим истцом не представлены допустимые
доказательства непосредственного участия в боевых действиях в период выполнения задач по обеспечению безопасности и защите
граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная
Осетия и Республики Абхазия, с 8 по 22 августа 2008 года.
Показания свидетеля М*** А.В., допрошенного судом апелляционной
инстанции, также не подтверждают факт участи Ковалева М.В. в боевых действиях,
поскольку из пояснений данного свидетеля следует, что они с истцом находились в
разных взводах и выполняли различные задачи.
Дав верную оценку представленным доказательствам, суд
обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении исковых
требований Ковалева М.В. о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана
боевых.
Нарушений норм материального и процессуального права,
повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые
обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не
опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда
в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда
подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17
февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ковалева
Михаила Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд
города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26.10.2022