Судебный акт
О включении периодо работы в специальный стаж
Документ от 25.10.2022, опубликован на сайте 07.11.2022 под номером 102444, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                      73RS0001-01-2022-001797-07

Дело № 33-4276/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               25 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Богомолова С.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Романовой Олеси Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2022 года по делу гражданскому делу № 2-1402/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Романовой Олеси Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя истца Романовой О.А. – адвоката Шиленкиной Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Романова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указано, что решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 17.06.2021 истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На дату обращения специальный страховой стаж составил 21 год 05 месяцев 16 дней. При этом ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истицы: с 01.08.1999 по 28.02.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии Ульяновского областного научно-практического центра восстановительной ортопедии и травматологии; с 01.04.2004 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии Международного центра по старению «***» Ульяновского областного клинического госпиталя ветеранов войн.

С учетом изложенного, Романова О.А. просила суд обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области включить ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлявшим лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы с 01.08.1999 по 28.02.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии Ульяновского областного научно-практического центра восстановительной  ортопедии и травматологии; с 01.04.2004 по 02.03.2005 и с 01.08.2006 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии Международного центра по старению «***» Ульяновского областного клинического госпиталя ветеранов войн. 

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Романова О.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, ее исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы приведены доводы заявленного в суде иска. Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, а именно не применил закон, подлежащий применению. Суд должен был принять во внимание Список № 464. Отмечает, что в суд были представлены доказательства ее работы в спорный период в особых условиях, а именно справка, уточняющая особый характер работы, выданная ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн».

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-ОПФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Романовой О.А. – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Романова О.А. 04.06.2021 обратилась в ГУ – УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ – УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 17.06.2021 № 126677/21 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.

При этом периоды работы с 01.08.1999 по 28.02.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии Ульяновского областного научно-практического центра восстановительной ортопедии и травматологии и с 01.04.2004 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «***» не были засчитаны в специальный страховой стаж истицы.

Не согласившись с принятым решением, Романова О.А. обратилась в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии Ульяновского областного научно-практического центра восстановительной ортопедии и травматологии и медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «***» не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в ее стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку данные учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Кроме того, суд сослался на отсутствие сведений о льготном характере работы в указанные периоды, которые работодателями предоставлялись для учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Судебная коллегия с данными выводами не может соглашается, поскольку они основаны на ошибочном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Следовательно, в период работы Романовой О.А. с 01.08.1999 по 28.02.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии Ульяновского областного научно-практического центра восстановительной ортопедии и травматологии действовали Списки № 464, № 1066 и № 781.

Из трудовой книжки и льготно-уточняющей справки ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» следует, что в июне 1996 года была учреждена Ульяновская областная клиническая ортопедо-травматологическая больница восстановительного лечения, которая с 01.03.1999 была переименована в Ульяновский областной научно-практический центр восстановительной ортопедии и травматологии. В ноябре 2001 года Ульяновский областной научно-практический центр восстановительной ортопедии и травматологии переименован в Государственное учреждение здравоохранения областной научно-практический центр ортопедии и травматологии (л.д. 115).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ГУЗ «Ульяновский областной научно-практический центр восстановительной работы ортопедии и травматологии» прекратил свою деятельность 17.02.2006 путем реорганизации в форме присоединения к ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».

Из льготно-уточняющей справки, выданной ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», следует, что в спорный период истица работала в режиме сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для медицинских работников, в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса РФ, постоянно в течение полного рабочего дня (л.д. 114).

Согласно приказа Минздрава СССР от 22.07.1982 № 715 «О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении», действующий в спорный период работы истца, в пункте 3 примечаний к данной номенклатуре указано, что центрами являются больничные учреждения или их структурные подразделения, предназначенные для оказания медицинской помощи прикрепленному населению по соответствующей специальности. Учреждение, являющееся центром, сохраняет свое наименование в соответствии с номенклатурой.

Следовательно, Ульяновский областной научно-практический центр восстановительной ортопедии и травматологии относился к учреждениям здравоохранения.

При этом после переименования Ульяновской областной клинической ортопедо-травматологической больницы восстановительного лечения в Ульяновский областной научно-практический центр восстановительной ортопедии и травматологии основное предназначение данного медицинского учреждения в виде оказания медицинской помощи прикрепленному населению по соответствующей специальности не изменилось.

Списком № 464 были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно Списку № 1066 право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, дает работа в должности медицинской сестры-анастезиста, в том числе в таких учреждениях здравоохранения, как больницы (пункт 1 раздела «Наименование учреждений»), специализированные больницы, в том числе восстановительного лечения (пункт 2); центры (пункт 7).

В соответствии с п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В Приложении к Списку № 1066 указаны отделения анастезиологии-реанимации государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях,; а в числе должностей – медицинские сестры-анастезисты.

Согласно Списку № 781 право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, дает работа в должности медицинских сестер-анастезистов в больницах (пункт 1 раздела «Наименование учреждений»), центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).

В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в должности медицинской сестры-анастезиста в отделениях анастезиологии-реанимации государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Следовательно, с учетом характера и специфики осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей, условий осуществляемой работы по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждения спорный период подлежит включению в специальный стаж Романовой О.А., при этом также в льготном исчислении.

Кроме того, как следует из трудовой книжки Романовой О.А., она с 01.04.2004 была принята на должность медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «***».

Списком № 781 в графе «Наименование учреждений предусмотрены «госпитали всех наименований», а в графе «Наименование должностей» - «медицинская сестра».

В период с 01.04.2004 по 02.03.2005 и с 01.08.2006 по 13.08.2007 истица занимала должность среднего медицинского персонала в учреждении здравоохранения, осуществляла деятельность, связанную непосредственно с охраной здоровья населения, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.

Как установлено судебной коллегией по характеру своей работы истица с момента принятия ее на работу в госпиталь и до ее увольнения выполняла должностные обязанности медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии. Несмотря на неоднократную смену названия учреждения, в котором она работала, должностные и функциональные обязанности медперсонала данного учреждения, как и самой истицы, не менялись независимо от переименования учреждения, поскольку указанное учреждение фактически являлось госпиталем. При этом истица всегда выполняла свои обязанности в течение полного рабочего дня.

Доводы ответчика, со ссылкой на то обстоятельство, что в спорный период работодатель отчитывался общими условиями труда, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Учитывая то, что в не включенные пенсионным фондом периоды работы с 01.04.2004 по 02.03.2005 и с 01.08.2006 по 13.08.2007 Романова О.А. работала на одной и той же должности и в том же учреждении, предусмотренных соответствующими списками, и характер ее работы не менялся, данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев

При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных Романовой О.А. исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Романовой Олеси Александровны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Романовой Олесе Александровне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы с 01.08.1999 по 28.02.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии Ульяновского областного научно-практического центра восстановительной ортопедии и травматологии, а также с 01.04.2004 по 02.03.2005 и с 01.08.2006 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «***».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.10.2022