Судебный акт
О взыскании денежных средств на медицинские изделия
Документ от 18.10.2022, опубликован на сайте 07.11.2022 под номером 102391, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение изделия медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-003165-74                                                 

Судья Кузнецова О.В.                                                                     Дело № 33-4197/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2022 года по гражданскому делу № 2-2192/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Тихонковой Елены Александровны и Тихонковой Екатерины Алексеевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Тихонковой Елены Александровны денежную сумму в размере 31 340 руб. в счёт возмещения расходов на приобретение для Тихонковой Екатерины Алексеевны за период с 01.02.2022 по 10.05.2022 датчиков для системы непрерывного мониторирования «FreeStylе Libre».

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Тихонковой Е.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Тихонковой Елены Александровны и несовершеннолетней Тихонковой Екатерины Алексеевны, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной по обращению Тихонковой Е.А. проверки установлено, что Тихонкова Е.А. является ребёнком-инвалидом, страдает хроническим заболеванием МКБ 10: Е10.9, сахарный диабет 1 типа, нуждается в постоянном контроле гликемии. Лечащим врачом ребёнку рекомендовано использование системы непрерывного мониторирования глюкозы. Ответчик возможность получения ребёнком системы непрерывного мониторирования глюкозы не обеспечил.

Просил суд возместить Тихонковой Е.А. расходы в сумме 31 430 руб. на приобретение для несовершеннолетней дочери Тихонковой Е.А. системы непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStylе Libre» (система непрерывного мониторирования глюкозы) за период с 01.02.2022 по 10.05.2022.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным. В настоящее время производить оплату системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови, а так же обеспечивать данной системой невозможно, поскольку она не включена законодательством в льготный перечень. Ссылаясь на приказ Минздрава России от 22.01.2021 №22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа» указывает, что обязанность по обеспечению мониторирования глюкозы в крови возложена на учреждение здравоохранения, которое должно предоставить его пациенту в соответствии с протоколом врачебной комиссии.  Министерство не имеет права на обеспечение системой непрерывного мониторирования Тихонковой Е.А., данные полномочия закреплены в уставе Государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого Андрея Первозванного», которое является самостоятельным юридическим лицом, действует на основании устава и отвечает по всем обязательствам самостоятельно. Закупка медицинского изделия «ФристайлЛибра», не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевому расходованию бюджетных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу Тихонкова Е.А. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений  (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан.               В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет 1 типа (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10.9.

Как установлено судом, Тихонкова Е.А., 12.10.2009 года рождения является инвалидом категория «ребенок-инвалид», страдает заболеванием: сахарный диабет 1 типа, что подтверждается справкой МСЭ -2018 №0847487 (л.д.10). Ребенок страдает заболеванием с октября 2017 года.

В соответствии с выписным эпикризом  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ по жизненным  показаниям от 04.06.2021 Тихонковой Е.А. рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Freesh – мониторинг).

Протоколом врачебной комиссии ГУЗ  «Городская  клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» №173\1152 от 27.12.2021 принято решение о нуждаемости Тихонковой Е.А. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Freesh – мониторинг) из расчета: 1 сенсор на 14 дней ежемесячно (л.д.42).

Расходы Тихонковой Е.А. на приобретение датчиков для системы мониторирования  гликемии  «FreeStylе Libre» в сумме 31 340 руб. подтверждаются чеками на сумму 8980 руб. от 25.01.2022 (2 шт.) (л.д.36), на сумму 8980 руб. от 25.02.2022 (2 шт.) (л.д.38), на сумму 13 470 руб. от 26.03.2022 (3 шт.) (л.д.40).

Ответчик не обеспечил ребёнка-инвалида датчиками для системы непрерывного мониторирования «Freestylе Libre». В связи с этим Тихонкова Е.А., мать ребёнка за свой счёт приобрела необходимые датчики и затратила на их приобретение 31 340 руб. Согласно рекомендации врачебной комиссии 1 сенсор может использоваться 14 дней. Следовательно, за период с 01.02.2022г. по 10.05.2022г. (99 дней) ребёнку требовалось не менее 7 датчиков.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида Тихонковой Е.А., суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Минздрава РФ № 1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение сахарного диабета относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие заключения врачебной комиссии ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного» о нуждаемости в системе непрерывного мониторинга глюкозы  Freestyle Libre, которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный мониторинг глюкозы Freestyle Libre зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Ответчик Министерство здравоохранения Ульяновской области не выполнило свою обязанность по обеспечению ребёнка-инвалида медицинскими изделиями,  расходы на приобретение датчиков для Системы непрерывного мониторирования глюкозы были понесены матерью ребенка – Тихонковой Е.А.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о возмещении Тихонковой Е.А. расходов на приобретение медицинских изделий в сумме 31 430 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность обеспечить ребенка-инвалида непрерывным мониторингом глюкозы возникают у больницы, которая приняла решение о нуждаемости его в этом, не состоятельны. Поскольку непрерывный мониторинг глюкозы используется в качестве способа контроля гликемии днем и ночью, т.е. при амбулаторном лечении ребенка.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 года.