Судебный акт
Финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности
Документ от 18.10.2022, опубликован на сайте 26.10.2022 под номером 102383, 2-я гражданская, об обзании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками ЧОО, по оборудованию объекта системами экстренного оповещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2022-000322-06

Судья  Калянова Л.А.                                                                      Дело № 33-4141/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              18 октября 2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей  Сычёвой  О.А., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2022 года, с учетом определения того же суда от 11 августа 2022 года об исправлении описки, по делу № 2-2186/2022  по которому постановлено:

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по
обеспечению охраны объекта Большекандалинского сельского клуба по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Большая Кандала, ул.Московская, 2 сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях), оборудовании системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева в течении трех месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Старомайнский район» обеспечить охрану объекта культуры Большекандалинский сельский клуб по адресу: *** сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях), оборудовать объект системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Старомайнского района и в удовлетворении исковых требований к Большекандалинскому сельскому клубу, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Кандалинское сельское поселение» отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева, Большекандалинскому сельскому клубу, администрации муниципального образования «Старомайнский район» об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций (далее  ЧОО), системами экстренного оповещения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района с участием сотрудника Чердаклинского ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Как установлено проверкой, зданию Большекандалинскому сельскому клубу, по адресу: *** присвоена вторая категория опасности.

При этом, проверкой выявлены нарушения обязательных требований антитеррористической защищенности объектов.

Просил обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта Большекандалинского сельского клуба по адресу: *** сотрудниками ЧОО, в том числе посредством  реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях), оборудованию объекта системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева, Большекандалинский сельский клуб в течении двух месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Старомайнский район» обеспечить охрану объекта культуры Большекандалинский сельский клуб по адресу: *** сотрудниками ЧОО, в том числе посредством  реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях), оборудовать объект системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Кандалинское сельское поселение».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области считает решение незаконным и подлежащим отмене. Финансирование администрацией муниципального образования «Старомайнский район» мероприятий, указанных в решении суда, не представляется возможным, поскольку это приведет к нецелевому использованию бюджетных средств муниципального образования «Старомайнский район». 

Кроме  прокурора в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,                   ст.6 Устава муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области к вопросам местного значения района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176.

Согласно п.1 названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий) (пункт 2 Требований).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3 Требований).

Пунктами 2026 (1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

В частности, пунктом 26 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Пунктом 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в том числе, мероприятия по оборудованию системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом, в здании по адресу: *** находится Большекандалинский сельский клуб, который является структурным подразделением бюджетного учреждения культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К.Новопольцева».

Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование «Старомайнский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

В отношении помещения, занимаемого Большекандалинским сельским клубом, проведено категорирование объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической оснащенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Объект отнесен ко второй категории опасности.

Администрацией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области 12.04.2022 утвержден План обеспечения антитеррористической защищенности учреждений культуры муниципального образования «Старомайнский район», который согласован с бюджетным учреждением культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район»                                 им.А.К. Новопольцева» и который предусматривает необходимость соблюдения в отношении помещения, занимаемого Большекандалинским сельским клубом, Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176, в том числе, оборудование системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечение охраны   объектов сотрудниками ЧОО, в том числе  посредством реагирования  на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на  объектах.

В силу приведенных норм права, поскольку спорный объект культуры в нарушение требований федерального законодательства не  обеспечен охраной и не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области обязанность по организации финансирования названных антитеррористических мероприятий, а на само бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева» - по  обеспечению охраной объекта и  оборудованию объекта системами экстренного оповещения работников и посетителей.

При этом суд пришел к правильному выводу, что отсутствие в клубе системы экстренного оповещения и охраны свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу.

Вопреки доводам жалобы  возложение на ответчика обязанности по соблюдению требований антитеррористического законодательства в отношении спорного объекта культуры  не может повлечь нецелевое использование денежных средств.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Допущенные судом описки в виде употребления в резолютивной части и по тексту решения фразы «по средствам реагирования на сообщения» вместо правильного «посредством реагирования на сообщения» подлежат исправлению судом первой инстанции в порядке ст.200 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая     2022 года, с учетом определения того же суда от 11 августа 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное  определение в окончательной форме изготовлено  20.10.2022.