Судебный акт
Об организации услуг общественной бани
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 25.10.2022 под номером 102335, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие администрации Город Новоульяновск, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ     ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-02-2022-000377-88

Судья Лёшина И.В.                                                                      Дело №33-4025/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А..

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 2 июня 2022 года по делу №2-2-314/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области удовлетворить.

Возложить на муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области обязанность создать условия для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест на территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области и муниципального учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области Бормутовой О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законными обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных мест на территории муниципального образования «Город Новоульяновск».

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной на основании обращения сенатора Российской Федерации Гибатдинова А.М. в интересах Потаповой Р.Р. по вопросу закрытия бань на территории муниципального образования «Город Новоульяновск», прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области выявлено нарушение требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку на территории названного муниципального образования не созданы условия для бытового обслуживания населения путем организации предоставления банных услуг надлежащего качества. Единственная общественная баня, расположенная по адресу: Ульяновская область г.Новоульяновск ул.Ленина д.15, не функционирует, находится в неудовлетворительном состоянии.

Общая численность населения муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области составляет 17 375 человек, из них 13 588 человек – городское население, 3787 человек – сельское население.

От граждан в администрацию поступают вопросы относительно работы общественной бани на территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, однако меры, направленные на организацию банных услуг, ответчиком не принимаются.

В связи с указанным прокурор просил удовлетворить заявленные требования.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, конкурсный управляющий МУП «Жилсервис».

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что положения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливают обязанности органов местного самоуправления при обеспечении надлежащего бытового обслуживания предоставлять услуги бани.

Истцом не представлено доказательств наличия неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, влекущей необходимость данных услуг, объективной массовой нуждаемости жителей в услугах общественной бани. Население муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области обеспечено возможностью удовлетворения своих гигиенических потребностей в местах своего проживания. Федеральное законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию юридических лиц или строительству муниципальных бань. В собственности муниципального образования отсутствуют здания, предназначенные для предоставления банных услуг, также отсутствуют юридические лица, готовые оказывать услуги бани на договорных условиях.

Исходя из смысла Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ни истец, ни суд не правомочны устанавливать критерии по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился конкурсный управляющий МУП «Жилсервис», о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом, по состоянию на 23.03.2022 на территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области зарегистрировано 17 375 человек, из них 13 588 человек – городское население, 3 787 человек – сельское население. 

На территории г.Новоульяновска по адресу ул.Ленина д.15 имеется нефункционирующая общественная баня.

Данное здание находится в собственности города Новоульяновска Ульяновской области на основании постановления Главы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 20.09.2006 №28 (л.д. 28).

На территории муниципального образования не предоставляются услуги общественной бани. Ответчиком не оспаривался факт отсутствия функционирующих общественных бань на территории г.Новоульяновска.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно п.16 ст.3 Устава муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 приняты Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция настоящего документа с шифром СП 42.133330.2016 утверждена и введена в действие с 01.07.2017 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 №1034/пр).

Пунктом 10.1 СП 42.133330.2016 установлено, что учреждения, организации и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта, с обеспечением их доступности для маломобильных групп населения.

В соответствии с Приложением Д «Нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» необходимость наличия бани в городском поселении устанавливается исходя из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей. В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до 3 помывочных мест.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.

При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области об обязании создать условия для обеспечения жителей муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, в решении подробно изложены, и судебная коллегия с ними соглашается.

Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка.

Ссылка заявителя в жалобе на то, что жители муниципального образования обеспечены благоустроенным жильем, не опровергает выводы суда о необходимости организации на территории муниципального образования банного обслуживания.

На территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области имеются частные домовладения, в которых отсутствуют собственные бани, кроме того, у граждан, проживающих в квартирах, обеспеченных горячим водоснабжением, банные услуги являются востребованными.

Доказательств наличия в городе Новоульяновске организаций или лиц, оказывающих банные услуги, которыми могут пользоваться жители данного населенного пункта, в дело не представлено.

Более того, согласно пояснениям представителя ответчика таких организаций и лиц на территории муниципального образования не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливают обязанность органов местного самоуправления по обеспечению надлежащего бытового обслуживания населения в части предоставления банных услуг, а также о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на территории муниципального образования неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от исполнения указанной обязанности, предусмотренной нормами Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставом муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

Принятое по делу решение суда является правильным. Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана полная и объективная оценка представленным доказательствам, верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 2 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2022.