Судебный акт
Компенсация
Документ от 17.10.2022, опубликован на сайте 02.11.2022 под номером 102326, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-247/2022

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

17 октября 2022 года                                                                     г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Распаевой Надежды Владимировны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Распаева Н.В. обратилась  суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 декабря 2016г.  (гражданское дело № 2-3936/2016)  были удовлетворены её исковые требования: на Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Димитровград».

На основании данного решения суда было возбуждено исполнительное производство.  

Решением Ульяновского областного суда от 21 августа 2020 года (дело № 3а-249/2020) в её пользу уже была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.  Однако на момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено.

В связи с этим Распаева Н.В. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции по делу указал на то, что Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку  решение суда  не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а возлагает исполнение решения суда на Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, правопреемником которого является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство).

Считает размер компенсации завышенным.

Указывает на то, что Министерство предпринимало меры к исполнению судебного решения путем приобретения в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» определена сумма  ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тыс. руб.

В законе Ульяновской области от 8 декабря 2021г. № 146-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Также указывает на то, что согласно ч. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (ил)и при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях указывает на то, что до 1 апреля 2022 года функции по обеспечению жильем из специализированного жилищного фонда были возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Минстроем Ульяновской области систематически проводится  работа по приобретению в государственную собственность благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. 

Бюджетные лимиты, доводимые до Минстроя Ульяновской области, не позволяли закрывать потребность по обеспечению детей-сирот, что в свою очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.

С 1 апреля 2022 года функции Минстроя Ульяновской области по обеспечению жильем из специализированного жилищного фонда переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда.

Министерством проводится системная работа по повышению качества реализации установленных федеральным законодательством дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» определена сумма  ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тыс. руб.

Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованно завышенной.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Димитровградского городского суда Ульяновской области № 2-3936/2016,  административное дело Ульяновского областного суда № 3а-249/2020, материалы исполнительного производства № ***-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В п. 19 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что  согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ, части 3 статьи 222.1 АПК РФ заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 декабря 2016 года по гражданскому делу № 2-3936/2016 удовлетворены исковые требования прокурора г. Димитровграда, заявленные в интересах Распаевой Надежды Владимировны, на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность обеспечить Распаеву Н.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения  в муниципальном образовании «город Димитровград».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 февраля 2017 года указанное решение суда  оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Димитровградским городским судом Ульяновской области 20 марта 2017 года заказной почтовой корреспонденцией направлен Распаевой Н.В. исполнительный лист ФС №  ***, который не был получен адресатом и возвращен в суд по истечении срока хранения 2 мая 2017 года.

Указанный исполнительный лист был получен Распаевой Н.В. в суде 4 мая 2017 года.

2 сентября 2019 года Распаева Н.В. предъявила  указанный исполнительный лист для принудительного исполнения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

Согласно  ответу МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на запрос суда исполнительный лист ФС №  *** до 2 сентября 2019 года не предъявлялся к исполнению.

3 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании указанного исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ***-ИП в отношении должника Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 сентября 2019 года произведена замена должника Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на его правопреемника Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Ульяновского областного суда от 21 августа 2020 года (дело № 3а-249/2020) в пользу Распаевой Н.В. была присуждена компенсация в размере 10 000 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.  При этом суд исчислял срок неисполнения решения Димитровградского городского суда со дня возбуждения исполнительного производства – с 3 сентября 2019 года. 

Определением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 мая 2022 года произведена замена должника – Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником – Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. 

До настоящего времени решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 декабря 2016 года не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Распаева Н.В.  обратилась в суд 16 сентября 2022 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения со дня, следующего за днем принятия Ульяновским областным судом решения о присуждении в пользу истца компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок  по день принятия настоящего решения составляет 2 года 1 мес. 25 дней.

Приведенные Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерством финансов Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства  не являются основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

В силу изложенного и, учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика не являются достаточными и эффективными для исполнения решения  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 декабря 2016 года.

При таких обстоятельствах  Распаева Н.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Распаевой Н.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления представителем истца истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая  подлежит взысканию в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Распаевой Надежды Владимировны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Распаевой Надежды Владимировны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей, в счет возмещения судебных расходов   по оплате государственной пошлины 300 рублей. 

В удовлетворении остальной части заявленных требований Распаевой Надежды Владимировны отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.

 

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 октября 2022 года.