Судебный акт
О компенсации за нарушение права на исполнение судебного акт (вер. 2)
Документ от 17.10.2022, опубликован на сайте 31.10.2022 под номером 102315, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-245/2022

73OS0000-01-2022-000247-79

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

17 октября 2022 года                                                                          г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Матвеенко Дмитрия Алексеевича к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Матвеенко Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что решением  Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 ноября 2019 года на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность по обеспечению его специализированным  благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.  В связи с неисполнением указанного судебного акта решением Ульяновского областного суда от 9 сентября 2021 года ему присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. На момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено, что  лишает его  права на надлежащие условия проживания и влечет нарушение его законных прав.

Он просил присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 руб., взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица -  Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебное заседание административный истец Матвеенко Д.А.не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В предварительном судебном заседании он и его представитель Сотников И.А. настаивали на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что считает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство).

Заявленный истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли закрывать  потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.

Проводится системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. 

Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованной.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав  материалы дела, обозрев гражданское    дело   Ленинского районного  суда  г.  Ульяновска №2-4613/2019, административное дело Ульяновского областного суда № 3а-174/2021   и исполнительное производство №***-ИП, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом   установлено,   что  вступившим в законную силу 16 декабря 2019 года  решением  Ленинского районного суда г.Ульяновска   от   8 ноября   2019    года   по   гражданскому   делу № 2-4613/2019 удовлетворены исковые требования Матвеенко Д.А., на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность обеспечить  Матвеенко Дмитрия Алексеевича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

25 мая 2020 года Матвеенко Д.А. был получен в  Ленинском районном суде г.Ульяновска  исполнительный лист ФС № ***  и направлен им в  МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 2 июня 2020 года, куда исполнительный лист поступил 5 июня 2016 года.

5 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании указанного исполнительного документа вынесено  постановление   о   возбуждении   исполнительного   производства  №***-ИП, в отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 мая 2022 года произведена замена должника на его правопреемника Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением  Ульяновского  областного  суда  от 9 сентября 2021 года по делу  № 3а-174/2021 по административному исковому заявлению Матвеенко Д.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок  Матвеенко Д.А. присуждена компенсация в размере 12 000 рублей. Решение суда вступило в законную силу 12 октября 2021 года.

Указанным решением суда установлено, что период неисполнения судебного решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет  1 год  3 месяца 3 дня.

До настоящего времени решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска  от  8 ноября 2019 года   не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Матвеенко Д.А. обратилась в суд 12 сентября 2022 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Как следует из исполнительного производства, после  вынесения решения Ульяновского областного суда от 9 сентября 2021 года  Министерством каких-либо действенных мер, направленных на реальное исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от  8 ноября 2019 года   не принималось. Судебным приставом-исполнителем фиксировались факты неисполнения судебного решения, назначались новые сроки исполнения, должник был привлечен к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Длительность неисполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 ноября 2019 года   со дня, следующего за днем вынесения Ульяновским областным судом 9 сентября 2021 года решения, и до дня рассмотрения настоящего дела составила 1 год 1 месяц 7 дней. Общая продолжительность неисполнения указанного решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от  8 ноября 2019 года составила 2 года 4 месяца 10 дней.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные административным ответчиком в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Матвеенко Д.А. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Матвеенко Д.А.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 12 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как указано в статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Матвеенко Д.А. были понесены расходы по оплате услуг представителя Сотникова И.А. в размере 7 000 руб.,  что подтверждается договором № 9-А75-22 на оказание юридических услуг от 7 сентября 2022 года, заключенным  Матвеенко Д.А. с  Сотниковым И.А.,  актом приема-передачи денежных средств.

Из  указанного договора № 9-А75-22 на оказание юридических услуг от 7 сентября 2022 года усматривается, что стоимость составления административного иска составляет 2000 руб., а стоимость представления интересов административного истца в суде – 5000 руб.

Факт оказания административному истцу услуг представителем Сотниковым И.А. подтверждается материалами дела, из которых усматривается, что Сотниковым И.А. было оформлено административное исковое заявление, он принимал участие в предварительном судебном заседании 3 октября 2022 года.

В соответствии с разъяснением постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Учитывая сложившиеся на рынке юридических услуг в Ульяновской области расценки, юридическую сложность административного дела, объем подготовленного и собранного материала, участие представителя в предварительном судебном заседании суда первой инстанции, его продолжительность, суд считает разумными расходы на представителя в размере 5000 руб.

При подаче данного административного искового заявления Матвеенко Д.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которые  подлежат взысканию в пользу административного истца.

В силу изложенного в пользу Матвеенко Д.А. подлежат взысканию с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.,  итого 5300 руб. 

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление  Матвеенко Дмитрия Алексеевича удовлетворить частично.

Присудить  Матвеенко Дмитрию Алексеевичу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 12 000  рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Матвеенко Дмитрия Алексеевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 12 000 рублей, судебные расходы в размере 5300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Матвеенко Дмитрия Алексеевича отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова