Судебный акт
Компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 17.10.2022 под номером 102276, 2-я гражданская, об обязании обеспечить посещением священнослужителя исповедующего ислам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Отказано во взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИУ

Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107662, 2-я гражданская, о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2021-001505-80

Судья Бирюкова М.В.                                                                   Дело № 33а-3987/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2022 года по делу № 2а-250/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающими права осужденного Шайдуллова Азата Зайдятовича действия (бездействие) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», выразившиеся в необеспечении в период с 21.03.2021 по 31.05.2021 Шайдуллова Азата Зайдятовича горячим водоснабжением в камере, где он отбывает наказание.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 21.03.2021 по 31.05.2021 в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича - отказать.

Решение в части взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания.

Свои требования мотивировал тем, что с 17.10.2017 он содержится в                     ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где нарушаются его права на надлежащие условия содержания в виде необеспечения горячим водоснабжением в камере его содержания.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 02.10.2020 по административному делу № 2а-739/2020 необеспечение горячим водоснабжением в период с 17.10.2017 по 11.08.2020 было признано ненадлежащими условиями его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, назначена компенсация. Однако в период с 21.03.2021 по 31.05.2021 Шайдуллов А.З. также не был обеспечен горячим водоснабжением, что повлияло на его состояние здоровья.

Просит суд признать действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по его необеспечению в камере содержания в период с 21.03.2021 по 31.05.2021 горячим водоснабжением незаконными, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 30 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний не соглашаются с решением суда, просят его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывают на применение судом нормативно-правовых актов, не подлежащих применению.

Указывают, что действующее законодательство не содержит норм, предписывающих исправительному учреждению совершить действия, направленные на обеспечение осужденных горячим водоснабжением в камерах, в которых они отбывают наказание. Теплоснабжающая организация п.Эльбан, в котором находится исправительная колония, не оказывает потребителям услуги горячего водоснабжения, централизованное горячее водоснабжение в поселке отсутствует.

Судом не принято во внимание, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеются альтернативные способы подачи горячей воды для осужденных – в камерах разрешается пользоваться кипятильниками для нагрева воды, для стирки постельных принадлежностей и личных вещей имеется прачечная.

Ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам, указывает, что размер взысканной компенсации в сумме 5000 руб. является завышенным.

В заседание суда  апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 ст.227.1 данного кодекса, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации, решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подп. «б» п.2 ч.7 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч.1 и ч.2 ст.12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации  лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подп.6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 ст.27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч.5 ст.35.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330,                  СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, которая была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Как установлено судом, Шайдуллов А.З. осужден 16.06.2009 Ульяновским областным судом к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. С 10.10.2017 по настоящее время административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Обращаясь с настоящим административным иском, Шайдуллов А.З. указал на ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в связи с отсутствием в камере горячей воды в период с 21.03.2021 по 31.05.2021.

Разрешая требования административного истца об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, суд первой инстанции установил, что в камере, где отбывает наказание административный истец, отсутствовало горячее водоснабжение, что связано с нерабочим состоянием газовой котельной, которая должна обеспечивать горячей водой названную колонию.

Вывод суда о нарушении со стороны колонии прав осужденного Шайдуллова А.З. по обеспечению горячим водоснабжением в камере, что служит основанием для взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, судебная коллегия считает правильным.

Отсутствие в камере горячей воды, безусловно причиняло административному истцу нравственные и физические страдания, поскольку не позволяло осужденному надлежащим образом обеспечивать личную гигиену.

При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суд руководствовался принципом разумности, учел, что административным ответчиком принимались меры к обеспечению горячего водоснабжения корпуса колонии, в котором содержится административный истец, обеспечено горячее водоснабжение электрическими нагревателями в отдельных помещениях (душевых), которым пользуется осужденный два раза в неделю в целях соблюдения личной гигиены, приняты во внимание характер допущенного нарушения и период, в который Шайдуллов А.З. не был обеспечен горячим водоснабжением в камере содержания.

С учетом оценки приведенных обстоятельств в их совокупности суд пришел к выводу о взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 5000 руб., что следует признать разумным и достаточным.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана полная и объективная оценка представленным доказательствам. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено  13.10.2022.