Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 18.10.2022 под номером 102272, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписать льготные рецепты на изделия медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

О компенсаци морального вреда

Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 18.10.2022 под номером 102273, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписать льготные рецепты на изделия медицинского назначения (дополнительное решение), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-001529-35

Судья Жилкина А. А.                                                                           Дело № 33-4064/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области, государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от  14 апреля 2022 года по делу №2-1321/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего О*** К*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» об обеспечении медицинскими изделиями удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписать несовершеннолетнему О*** К*** А*** медицинские изделия – ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнего О*** К*** А*** на основании выписанных рецептов медицинскими изделиями – ***.

Решение в части обеспечения медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Оренбургской Н.Ю., прокурора Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего О*** К.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» (далее - ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска») об обеспечении изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что несовершеннолетний О*** К.А., *** года рождения, является ребёнком-инвалидом, страдает ***, наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска». Согласно выписному эпикризу ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Ульяновской области от 21 сентября 2021 года ребенок имеет жалобы на ***. ***. ***. Решением врачебной комиссии ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» от 25 октября 2021 года №161 подтверждена необходимость применения ***. Вместе с тем, несовершеннолетнему льготные рецепты на получение указанных расходных материалов к *** лечащим врачом ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» не выписываются. Просил обязать ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» выписывать О*** К.А. медицинское изделие – сенсор для мониторирования глюкозы ***; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать О*** К.А. на основании выписанных рецептов медицинским изделием – сенсор для мониторирования глюкозы ***; обратить решение к немедленному исполнению, взыскать  компенсацию  морального  вреда  в  размере 200 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решение суда основано на недействующем постановлении Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области», которое утратило силу 28 февраля 2019 года.  Просит учесть, что выписка медицинского изделия *** не производится, так как ***, как комплектующие к медицинскому изделию не включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.  Обращает внимание, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 3053-р средствами диагностики являются *** для определения ***. Именно данные средства диагностики закупаются Министерством. Указывает, что использование систем непрерывного мониторинга *** не исключает применение *** для определения ***. Закупка иностранного медицинского изделия  невозможна, так как это нарушает ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, предоставление *** на льготной основе не предусмотрено действующим законодательством без достаточного медицинского обоснования. Министерство здравоохранения Ульяновской области надлежащим образом исполняет обязанность по обеспечению несовершеннолетнего гражданина медицинскими изделиями. Полагает, что оснований для применения ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскания в пользу несовершеннолетнего компенсации морального вреда не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда в связи с непредставлением медицинского изделия, которое не включено на законодательном уровне ни в один перечень изделий, выписываемых по льготным рецептам.

В апелляционной жалобе ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» также не соглашается с решением суда, просит его отменить.  В обоснование жалобы указывает, что обеспечение медицинскими изделиями входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области. Обращает внимание что *** является дополнительной функцией в ***, используется для удобства родителей, но не заменяет *** и не является жизненно важным. ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» в соответствии с законодательством Российской Федерации не может выписывать О*** К.А. рецепт на медицинское изделие - ***, в связи с тем, что они отсутствуют в соответствующем перечне медицинских изделий.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний О*** К.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность ему установлена ***, на срок до *** (том 1, л.д. 26-27).

Оренбургская Н.Ю. является матерью несовершеннолетнего О*** К.А.

Согласно выписке из медицинской карты федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» несовершеннолетний О*** К.А. находился на стационарном лечении с 15 по 22 сентября 2021 года с диагнозом: *** с 2019 года, с целью обследования и решения вопроса о переводе на ***. Несовершеннолетний был переведен на ***, ему установлена *** в рамках высокотехнологичной медицинской помощи (том 1, л.д. 32-35).

В заключении врачами указанного выше учреждения указано, что в *** имеется дополнительная функция ***, которая может использоваться для контроля показателей ***. При этом подача *** может осуществляться как с функцией ***, так и без нее, в этом случае определение *** может проводиться с использованием ***. ***

Врачебной комиссией № 161 от 25 октября 2021 года ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» в отношении несовершеннолетнего О*** К.А. принято решение: с учетом результатов обследования, тяжести и характера заболевания, рекомендации врачей-специалистов, рекомендаций ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии», согласно стандартам медицинской помощи, при условии включения непрерывного мониторинга гликемии в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, возможно обеспечение: *** (том 1, л.д. 47-48).

В письме от 30 ноября 2021 года Министерство здравоохранения Ульяновской области указало, что несовершеннолетний не может быть обеспечен сенсорами ***, так как они не входят в Перечень медицинских изделий, в связи с данным обстоятельством их закупка невозможна (том 1, л.д. 49).

Полагая незаконным отказ в льготном обеспечении ребенка-инвалида сенсорами к инсулиновой помпе, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения ***.

Согласно информационному письму ООО «М***» на территории Российской Федерации зарегистрированы ***, оснащенные функцией ***». *** Данное медицинское изделие относится к виду ***, что позволяет отнести ***  к средствам диагностики (л.д. 57).

Согласно информационному письму ООО «М***» «***» представляет из себя систему ***. Использование данной технологии позволяет уменьшить количество эпизодов *** на 73% и сократить количество эпизодов *** на 84% (том 1, л.д. 56).

В период оказания несовершеннолетнему О*** К.А. высокотехнологичной медицинской помощи в виде *** в декабре 2021 года *** включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р (позиция 207650).

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Медицинские изделия для осуществления метода *** не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг»).

Именно в связи с данным обстоятельством, а не в связи с тем, что ребенок-инвалид, которому установлена ***, не нуждается в таком ***, врачебной комиссией в отношении несовершеннолетнего О*** К.А. было принято решение о возможном обеспечении *** в случае включения их в соответствующий Перечень медицинских изделий.

Вместе с тем, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «***», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «***», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится ***. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как ***, невозможно без расходных материалов к ней (***), являющихся неотъемлемой частью системы *** и требующих периодической замены.

Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к *** входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к ***, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, расходные материалы к *** относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены несовершеннолетнему О*** К.А. бесплатно.

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

Ссылка суда в решении на недействующее постановление Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» не влечет отмену судебного решения.

В силу ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации 9подп. 21).

С учетом приведенных норм закона, возлагающих на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанность выписывать рецепты на медицинские изделия несовершеннолетним пациентам, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – обязанность по обеспечению данными медицинскими изделиями, судебная коллегия находит доводы апелляционных жалоб ответчиков несостоятельными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области, государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска»  – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  13.10.2022.