Судебный акт
О предоставления жилья
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 18.10.2022 под номером 102266, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по догору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0008-01-2022-000764-19

Судья Гельвер Е.В.                                                                     Дело № 33-4203/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-1-297/2022 , по которому постановлено:

исковые требования Филимоновой Оксаны Анатольевны  удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального  хозяйства и строительства Ульяновской области  обеспечить Филимонову Оксану  Анатольевну  благоустроенным жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения   в г.Инза Ульяновской области. 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Филимонова  О.А.  обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что она  относится  к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Ее мать Ф*** Н.В. решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 22.05.2008 лишена родительских прав в отношении троих детей. Все дети были помещены в детское государственное учреждение, а затем переданы на воспитание в приемную семью г. Димитровграда. В настоящее время  она  временно зарегистрирована и проживает в *** у  родственницы.           25.05.2017 она включена  в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей  не предоставлено.

Просила суд обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и орган опеки и попечительства администрации МО «Инзенский район» обеспечить её специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Инза.

Судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика было привлечено  Министерство  жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Считает, что суду надлежало привлечь в качестве соответчика по делу Министерство финансов Ульяновской области, которое является финансовым органом, осуществляющим непосредственное составление и организацию исполнения областного бюджета и возложить на него обязанность обеспечить истицу жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения. Указывает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, для чего необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Доведенные до Министерства по состоянию на 01.08.2022 лимиты и наличие 401 исполнительного производства по ранее вынесенным решениям судов об обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не позволяют обеспечить Филимонову О.А. жилым помещением в разумный срок.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Филимонова О.А., *** 2002 года рождения,  относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы – Филимонова Н.В. лишена родительских прав в отношении троих детей на основании решения Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 мая 2008 года.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 25.05.2017 (протокол №11) Филимонова О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д.12).

Жилое помещение за истицей не закреплялось.

В настоящее время Филимонова О.А. зарегистрирована и проживает по адресу: ***

19 октября 2020 года Филимонова О.А. обратилась в Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении жилого помещения и была зарегистрирована в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Инзенском районе Ульяновской области, что следует из ответа от 9 декабря 2020 года (л.д.11).

Филимонова О.А. ссылаясь на то, что включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Филимоновой О.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1  Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.

Материалами дела подтверждено, что истица проживает в г.Инза Ульяновской области, 25 мая 2017 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, до настоящего времени жилым помещением Филимонова О.А. не обеспечена.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Судом установлено, что местом жительства Филимоновой О.А. в настоящее время является Ульяновская область, Инзенский район, г.Инза, где она зарегистрирована с 17 мая 2021 года по 14 мая 2023 года по месту пребывания по адресу: *** (л.д.10), о чем указано выше.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и являться поводом для отмены судебного решения.

Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, утвержденным постановлением правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года №1\52-П «О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области» предусмотрены полномочия (в сфере строительства) по приобретению и предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанное Министерство является надлежащим ответчиком по делу, не установив правовых оснований для привлечения Министерства финансов Ульяновской области к участию в деле в качестве соответчика.

Реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования для обеспечения специализированным жилым помещением детей-сирот подлежат отклонению.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 октября 2022 года.