Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 18.10.2022 под номером 102248, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                                        73RS0001-01-2022-003123-06                      

Дело № 33-4053/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2130/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетней Я***, к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Я*** техническим средством реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № 966.14.73/2019 от 28.08.2019.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Я***  компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проведена проверка по обращению Ягудина М.Я. в интересах несовершеннолетней Я***., *** года рождения, которая согласно справке МСЭ-2018 № *** от 28.08.2019 является ***-инвалидом.

28.08.2019 Я***. оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № 966.14.73/2019 на срок до 11.08.2023, в соответствии с которой ей положены в числе прочих технические средства реабилитации: ***.

13.01.2022 законный представитель Я*** обратился к ответчику с заявлением об обеспечении данными техническим средством реабилитации. Однако до настоящего времени несовершеннолетняя Я*** не обеспечена техническими средствами реабилитации.

Просил обязать ответчика обеспечить Я***., *** года рождения, техническими средствами реабилитации: ***. согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида № 966.14.73/2019 от 28.08.2019, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., привести решение к немедленному исполнению.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной  экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда  и социальной  защиты  Российской Федерации.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Законом №44-ФЗ региональным отделением на официальном сайте неоднократно были размещены запросы о предоставлении ценовой информации. Запрос ценовой информации от 06.06.2022 был размещен после вынесения решения суда. В целях обеспечения Я***. техническими средствами реабилитации заключены государственные контракты. После вынесения решения суда были сформированы направления на изготовление ортопедической обуви. Суд необоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда, поскольку не предоставлены доказательства причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением истцу средств ТСР и ухудшением состояния здоровья истца и моральных страданий. Региональное отделение не бездействует и принимает все необходимые меры по обеспечению Я*** средствами реабилитации. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет ущемление прав других получателей ТСР.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Я***. является ***инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2018 № *** от 28.08.2019.

В соответствии с ИПРА инвалида № 966.14.73/2019 от 28.08.2019 Я***. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: ***.

13.01.2022 законный представитель Я*** – Ягудин М.Я. обратился в ГУ – Ульяновское региональное отделение ФСС РФ с заявлением на обеспечение ТСР.

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции Я***.  указанными ТСР не обеспечена.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Я***.

Частично удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.151, 1101 ГК РФ, учел, что Я***. из-за отсутствия технических средств реабилитации  не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для нее равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывается на ее здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие влечет причинение ей нравственных и физических страданий, и определил размер компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.

Суд принял во внимание, несовершеннолетний возраст и инвалидность Я*** необходимость в технических средствах реабилитации, степень причиненных нравственных и физических страданий, принцип разумности и справедливости.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.10.2022