Судебный акт
О восстановлении на учете для получения социальной выплаты
Документ от 04.10.2022, опубликован на сайте 18.10.2022 под номером 102199, 2-я гражданская, о признании незаконным снятие с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

О снятии с учета на получение единовременной выплаты

Документ от 18.04.2023, опубликован на сайте 10.05.2023 под номером 105980, 2-я гражданская, о признании незаконным снятие с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычева О.А.                                                    73RS0003-01-2022-001514-71

Дело № 33-4021/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        4 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Давыдова Ж.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Родионова Сергея Николаевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 мая 2022 года по гражданскому делу № 2-828/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Родионова Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ульяновской области от 7 февраля 2022 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты Родионова Сергея Николаевича, о возложении обязанности  поставить Родионова Сергея Николаевича на учет  для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого  помещения с 22 марта 2013 года - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Родионова С.Н., его представителя – адвоката Махониной Е.В., третьего лица Родионовой Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Управления Росгвардии по Ульяновской области и третьего лица Росгвардии – Фадиной Н.Ф., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Родионов С.Н. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Управление Росгвардии по Ульяновской области) о признании незаконным решения жилищной комиссии,  о возложении обязанности  восстановить на учете для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого  помещения.

В обоснование исковых требований указано, что истец проходит службу в Управлении Росгвардии по Ульяновской области, ранее проходил службу в ФГКУ УВО УМВД России по Ульяновской области. С 22.03.2013 на основании заявления он был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи из 3 человек (он, супруга, дочь) под номером № 46. Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ульяновской области (протокол от 07.02.2022) он снят с учета по причине достижения его дочерью Родионовой  Ю.С. возраста 23 лет. Собственного жилого помещения он не имеет, проживает в квартире своей матери. Считает, что при расчете его обеспеченности жилым помещением и обеспеченности членов его семьи неправомерно приняты в расчет не принадлежащие им жилые помещения. На момент постановки на учет и в настоящее время он и его супруга, дочь своего жилья не имеют. Дочь продолжает проживать совместно с ними.

С учетом изложенного, Родионов С.Н. просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ульяновской области от 7 февраля 2022 года, возложить на ответчика обязанность восстановить его с членами его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 марта 2013 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены Родионова Н.Н. и Родионова Ю.С., Росгвардия, УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Родионов С.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчик незаконно и необоснованно исключил из состава семьи его дочь, расценив это обстоятельство, как улучшение жилищных условий. Однако достижение ребенком 23 лет не может свидетельствовать об улучшении жилищных условий. Дочь продолжает проживать совместно с ними и остается членом его семьи, другого жилья она не имеет. Указывает, что он является действующим сотрудником полиции, ветераном боевых действий, никаких действий, повлекших намеренное ухудшение его жилищных условий он не совершал. Считает, что суд не дал надлежащей оценки всем представленным им доказательствам.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росгвардии по Ульяновской области выражает несогласие с её доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Родионов С.Н. проходил службу в органах внутренних дел с 04.07.1997 по 01.10.2016, с 01.10.2016 по настоящее время проходит службу в войсках национальной гвардии в должности полицейского (водителя).

В период прохождения службы в должности полицейского взвода № 4 батальона полиции ФГКУ «УВО УМВД России по Ульяновской области» Родионов С.Н. с составом семьи из трех человек (он, жена Родионова Н.Н., дочь Родионова Ю.С.) был принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании распоряжения ФГКУ «УВО УМВД России по Ульяновской области» от 22 марта 2013 года № 23/622.

В связи с переводом в Управление Росгвардии по Ульяновской области решением жилищной комиссии от 14.03.2017 (протокол № 1/ЕСВ) Родионов С.Н. с тем же составом семьи был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения.

Решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ульяновской области от 07.02.2022 г. (протокол № 4/ЕСВ) Родионов С.Н. снят с учета, по той причине, что дочь истца Родионова Ю.С. достигла возраста 23 лет, то есть состав семьи Родионова С.Н. изменился и стал составлять 2 человека (он и супруга), а обеспеченность Родионова С.Н. и членов его семьи составляет более 15 кв.м. на человека.

Полагая, что ответчиком необоснованно принято решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Родионов С.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ульяновской области мелись предусмотренные законом основания для снятия истца с данного учета.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной службе войск национальной гвардии, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Закона № 247-ФЗ).

При этом под членами семьи сотрудника понимаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Закона № 247-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи, а именно 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Закона № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

В пункте 29 Правил установлено, что при определении общей площади жилого помещения учитываются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи; совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении.

Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.

Из материалов дела следует, что на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и в настоящее время Родионов С.Н. проживал и проживает в квартире площадью 57,1 кв.м. по адресу: ***, которая принадлежит на праве собственности его матери Р***.

В данном жилом помещении, зарегистрированы истец и его дочь Родионова Ю.С., *** года рождения.

Супруга истца – Родионова Н.Н. фактически проживает в данном жилом помещении. В учетном деле Родионова С.Н. имеется также договор найма от 29.01.2013 года между Р***. (наймодатель) и Родионовой Н.Н. (наниматель) на владение и пользование жилым помещением по адресу: ***.

В свою очередь Родионова Н.Н. имеет регистрацию в квартире по адресу: ***, которая принадлежит на праве собственности матери Родионовой Н.Н. – С***.

Принимая решение о снятии Родинова С.Н. с учета для получения единовременной социальной выплаты жилищная комиссия Управления Росгвардии по Ульяновской области в своем решении от 7 февраля 2022 года указала, что в связи с достижением его дочерью Родионовой Ю.С. возраста 23 лет, состав семьи истца в настоящее время составляет 2 человека, следовательно, исходя из совокупной площади всех жилых помещений на одного члена семьи приходится 38 кв.м, в связи с чем комиссия пришла к выводу о наличии оснований для снятия истца с учета по подпункту «б» пункта 19 Правил, с чем согласился суд первой инстанции.

Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.06.2021 № 954) сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.

На момент постановки Родионова С.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты подпункт «б» пункта 19 Правил был изложен в иной редакции, в соответствии с которой снятию с учета подлежал сотрудник в случае изменения (улучшения) его жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.

Ни действующие Правила, ни Постановление Правительства РФ от 21.06.2021 № 954, которым были внесены соответствующие изменения, положений о том, что новая редакция Правил распространяется на ранее возникшие правоотношения, не содержат.

Таким образом, юридически значимым при разрешении настоящего спора является установление обстоятельств, свидетельствующих об изменении (улучшении) жилищных условий истца, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.

Между тем, из оспариваемого истцом решения жилищной комиссии о снятии Родионова С.Н. с учета для получения единовременной социальной выплаты не усматривается, каким образом улучшились его жилищные условия.

Так, из материалов дела следует, что с момента постановки на учет 22 марта 2013 года) жилищные условия Родионова С.Н. не изменились, равно как и состав его семьи.

Делая вывод об утрате истцом оснований для постановки на учет по причине достижения его дочерью Родионовой Ю.С. возраста 23 лет, ответчик не учел, что установленный частью 2 статьи 1 Закона № 247-ФЗ предельный возраст детей сотрудника органов внутренних дел, с которым закон связывает статус члена семьи сотрудника, имеет юридическое значение при определении количества членов семьи, исходя из которого производится расчет единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, но не изменяет состав семьи, исходя из которого определяется уровень обеспеченности сотрудника и членов его семьи учетной нормой жилой площади.

Как на момент первоначальной постановки Родионова С.Н. на учет – 22 марта 2013 года, так и на момент постановки истца на учет в системе Росгвардии – 14 марта 2017 года, жилищной комиссией был сделан вывод о том, что с учетом имеющихся у его семьи жилищных условий, включая право пользования квартирой по ул*** и квартирой по ***, Родионов С.Н. имеет право стоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.

На момент снятия истца с указанного учета его жилищные никак не изменились, а достижение Родионовой Ю.С. возраста 23 лет не является, в силу пункта 19 Правил основанием для снятия сотрудника с учета.

При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области от 7 февраля 2022 года нельзя признать законным.

В этой связи решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 мая 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных Родионовым С.Н. исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Родионова Сергея Николаевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области от 7 февраля 2022 года о снятии Родионова Сергея Николаевича с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области восстановить Родионова Сергея Николаевича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет - 22 марта 2013 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.10.2022