Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 04.10.2022, опубликован на сайте 10.10.2022 под номером 102131, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                   73RS0001-01-2022-001737-90

Дело № 33-3946/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 4 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1442/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 мая 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на  Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить ***инвалида М***   *** г.р., техническими средствами реабилитации: ***, в соответствии с ИПР № 568.14.73/2020 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 685.14.73/2020 от 03.06.2020.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Молякова Дениса Михайловича компенсацию морального вреда в размере 3000 руб..

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего М***  обратился в суд с иском к ГУ-УРО ФСС о возложении обязанности обеспечить техническими средствами  реабилитации.

В обоснование иска указал, что согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 03.06.2020  М***. подлежит обеспечению, в том числе,  следующими ТСР: ***. До настоящего времени М*** указанными ТСР  не обеспечен.

Просил возложить на  ответчика обязанность обеспечить ***инвалида М*** *** г.р., техническими средствами реабилитации: ***, в соответствии с ИПР № 568.14.73/2020 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 685.14.73/2020 от 03.06.2020, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб..

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной  экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда  и социальной  защиты  Российской Федерации.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что заявление М***. на обеспечение ТСР зарегистрировано в информационной базе регионального отделения 13.01.2022, контракт заключен 22.02.2022, в отношении М***. сформированы направления на изготовление обуви. Представителем несовершеннолетнего Моляковой Т.В. отрывные талоны с направлением были предоставлены исполнителю 13.04.2022. М***. по актам сдачи-приемки работ обеспечен 20.05.2022. Суд необоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда, поскольку безусловно подтверждающих доказательств ухудшение состояния здоровья и нравственных страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения его ответчиком не имеется. Право инвалида на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета возможно реализовать как через самостоятельное приобретение и получение компенсации, так и посредством электронного сертификата. Отмечает, что выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет ущемление прав других получателей ТСР. Поскольку доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения ТСР не имеется, соответственно основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что М*** является  ***инвалидом.

Для проведения реабилитационных мероприятий М***. разработана индивидуальная программа (ИПРА) № 568.14.73/2020 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 685.14.73/2020 от 03.06.2020 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости техническими средствами реабилитации, в том числе: ***.

Заявление М*** на обеспечение ТСР зарегистрировано в информационной базе ответчика 13.01.2022.

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции  М*** указанными ТСР не обеспечен.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Доводы ответчика о соблюдении сроков обеспечения истца техническими средствами реабилитации опровергаются материалами дела.

Как следует из материалов дела, на момент регистрации заявления 13.01.2022  действующего контракта не было. Контракт был заключен 22.02.2022, однако в нарушение семидневного срока для выдачи, направление истцу было выдано лишь 11.04.2022. Технические средства реабилитации истцу выданы 20.05.2022 после вынесения судом решения.

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах М***.

Частично удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.151, 1101 ГК РФ, учел, что в результате действий ответчика М*** был лишен мер социальной защиты в виде обеспечения  в полном объеме необходимыми техническими средствами реабилитации, что повлекло причинение ему нравственных и физических страданий, и определил размер компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено  05.10.2022