У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2022-000759-06
Судья Гришин
П.С. Дело №
33а-3696/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 20
сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район»
Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 15 июня 2022 года по делу №2а-474/2022, по которому постановлено:
административные исковые требования прокурора Чердаклинского
района Ульяновской области в защиту прав Астафьевой Надежды Владимировны и
членов ее семьи к муниципальному учреждению администрация муниципального
образования «Чердаклинский район» Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным, нарушающим права, свободы и законные
интересы Астафьевой Надежды Владимировны и членов ее семьи постановление
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области от 01.03.2022 №260 «Об отказе в признании Астафьевой Н.В. и членов ее
семьи малоимущими в целях предоставления им жилого помещения муниципального
жилищного фонда по договору социального найма».
Обязать муниципальное учреждение администрацию
муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области отменить
постановление администрации муниципального образования «Чердаклинский район»
Ульяновской области от 01.03.2022 №260 «Об отказе в признании Астафьевой Н.В. и
членов ее семьи малоимущими в целях предоставления им жилого помещения
муниципального жилищного фонда по договору социального найма», устранить
нарушения прав, свобод и законных интересов Астафьевой Н.В. и ее семьи путем
повторного рассмотрения вопроса о признании Астафьевой Н.В. и членов ее семьи
малоимущими в целях предоставления им жилого помещения муниципального жилищного
фонда по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора
гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., не
согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда правильным,
судебная коллегия
установила:
прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился
в суд в защиту прав Астафьевой Н.В. и членов ее семьи с административным
исковым заявлением к администрации муниципального образования «Чердаклинский
район» Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления об
отказе в признании Астафьевой Н.В. и членов ее семьи малоимущими в целях предоставления
жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что постановлением
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области от 01.03.2022 №260 отказано в признании Астафьевой Н.В. и членов ее
семьи малоимущими в целях предоставления им жилого помещения муниципального
жилищного фонда по договору социального найма на основании п.2.8.2
административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание
граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального
жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденного постановлением
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области от 19.05.2021 №575.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги
указано на наличие в документах, которые заявитель представил с заявлением,
неполных сведений.
Однако подп. 4 п.4 Приложения №2 к Закону Ульяновской
области от 02.11.2005 №110-30 «О порядке определения размера дохода,
приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в
собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания
граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений
муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области»
устанавливает, что уполномоченный орган, в который семья обращается с
заявлением о принятии на учет в качестве нуждающиейся в жилых помещениях,
определяет стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, на
основании, в том числе, представленных сведений о стоимости транспортного
средства, которая определяется в соответствии с законодательством Российской
Федерации об оценочной деятельности.
При этом указанная норма не содержит императивных указаний
относительно того, что эти сведения представляются именно заявителями.
Более того, согласно подп.8 п.2.6 вышеназванного
административного регламента предоставление документов на транспортные средства
и их составные части, находящиеся в собственности заявителя и (или) членов его
семьи, в том числе регистрационные документы, является правом, а не
обязанностью заявителя.
Прокурор просил признать незаконным постановление
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области от 01.03.2022 №260 «Об отказе в признании Астафьевой Н.В. и членов ее
семьи малоимущими в целях предоставления им жилого помещения муниципального
жилищного фонда по договору социального найма», обязать административного
ответчика отменить указанное постановление и устранить нарушения прав, свобод и
законных интересов Астафьевой Н.В. и ее семьи путем повторного рассмотрения
вопроса о признании Астафьевой Н.В. и членов ее семьи малоимущими в целях
предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору
социального найма.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица
привлечено МКУ «Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Чердаклинского района».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального
образования «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на представление Астафьевой
Н.В. неполных сведений, не позволяющих произвести расчет стоимости
принадлежащего ее семье имущества и, как следствие, сделать вывод о наличии
статуса малоимущей семьи. Необходимость наличия в документах сведений о
рыночной стоимости транспортного средства прямо следует из пункта 4 раздела 4
Методики определения стоимости транспортного средств, находящегося в
собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества,
приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими для
принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (приложение №2 к
Закону Ульяновской области от 02.11.2005 №110-30 «О порядке определения размера
дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в
целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам
социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории
Ульяновской области»).
У органа местного самоуправления отсутствует обязанность по
самостоятельному поиску данных сведений, а также возможность для получения
таких сведений.
В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора,
другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения
дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность применения судом норм права, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное
применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом при принятии по делу решения.
Принимая решение об удовлетворении административного иска
прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку пунктом 2.6
Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание
граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального
жилищного фонда по договорам социального найма» не предусмотрена обязанность
заявителя предоставлять документы на транспортные средства, находящиеся в
собственности заявителя и (или) членов его семьи, непредставление Астафьевой
Н.В. сведений о рыночной стоимости транспортного средства не может
свидетельствовать о неполноте представленных ею сведений, и не является
основанием для отказа в признании Астафьевой Н.В. и членов её семьи малоимущими
в целях предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда по
договору социального найма.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда,
поскольку он основан на ненадлежащем толковании норм права, регулирующих
порядок принятия решений о признании граждан малоимущими в целях предоставления
им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального
найма.
Как установлено судом, Астафьева Н.В. 25.01.2022 обратилась
в администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях
предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору
социального найма, приложив к заявлению сведения о составе семьи, о доходах
семьи, о принадлежащем имуществе.
Постановлением администрации муниципального образования
«Чердаклинский район» Ульяновской области от 01.03.2022 № 260 в связи с
наличием в представленных документах на транспортное средство неполных
сведений, а именно: отсутствием сведений о рыночной стоимости автомобиля,
принадлежащего Астафьевой Н.В., административным ответчиком отказано в
удовлетворении заявления административного истца на основании п.2.8.2
Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание
граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального
жилищного фонда но договорам социального найма», утверждённого постановлением
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской
области от 19.05.2021 №575.
В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской
Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане,
если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке,
установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом
дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося
в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с
заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы,
подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по
межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину,
подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от
заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом,
осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов,
которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим
принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или
содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в
органах государственной власти, органах местного самоуправления и
подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления
организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или
содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были
представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления
документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным
многофункциональным центром.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные
частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению
которых возложена на заявителя (п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ).
Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 №17 утверждены
Методические рекомендаций для органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка
признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления
малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых
помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в
которых разъяснено, что поскольку в федеральном законодательстве при
определении налоговой базы по транспортному налогу не используется оценка
стоимости транспортных средств, то при установлении порядка определения
стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской
Федерации рекомендуется использовать процедуры, применяемые экспертными
организациями для оценки транспортных средств, или установить порядок
определения стоимости транспортного средства, который должен предусматривать
возможность определения стоимости транспортного средства собственником,
экспертной организацией или в случае несогласия органа местного самоуправления
с оценкой определение ее в судебном порядке.
Частью 4 статьи 2 Закона Ульяновской области от 06.06.2007
№83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых
помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и
порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам
по договорам социального найма» предусмотрено, что местная администрация на
основании заявления и представленных или полученных по межведомственным запросам
в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов устанавливает размер
дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества,
находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в
соответствии с методикой, установленной Законом Ульяновской области от
02.11.2005 №110-30 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на
каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и
предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального
жилищного фонда на территории Ульяновской области».
Согласно названной Методике стоимость транспортного средства
подлежит определению в соответствии с законодательством Российской Федерации об
оценочной деятельности.
Принимая во внимание, что при обращении в администрацию
Чердаклинского района Ульяновской области с заявлением о признании семьи
малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма
Астафьевой Н.В. не были представлены сведения о стоимости принадлежащего ей
транспортного средства, в заявлении также не была указана стоимость автомобиля,
у административного ответчика имелись основания для отказа в удовлетворении
такого заявления в соответствии с п.2.8.2 Административного регламента
предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях
предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам
социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального
образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 19.05.2021 №575,
которым в качестве основания отказа в предоставлении муниципальной услуги
указано - наличие в представленных заявителем документах неполных и (или) недостоверных
сведений, что в рассматриваемом случае имеет место.
В силу приведенных норм права, установленных по делу
обстоятельств, принятое по делу решение не может быть признано законным и
обоснованным и подлежит отмене в силу п.2 ст.309, п.4 ч.2, п.п. 1, 2 ч.3 ст.310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по
делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном
объеме.
Астафьева Н.В. не лишена права повторного обращения к
административному ответчику с заявлением о признании её семьи малоимущей в
целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по
договору социального найма с соблюдением установленных законом требований к
содержанию такого заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
15 июня 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления
прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав Астафьевой
Надежды Владимировны и членов ее семьи к муниципальному учреждению
администрация Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области
о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Чердаклинский
район» Ульяновской области от 01.03.2022 №260 «Об отказе в признании Астафьевой
Н.В. и членам ее семьи малоимущими в целях предоставления им жилого помещения
муниципального жилищного фонда по договору социального найма» отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
28.09.2022.