Судебный акт
Обязать выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности
Документ от 27.09.2022, опубликован на сайте 03.10.2022 под номером 102006, 2-я гражданская, обязать выполнить мероприятия по установке средств передачи тревожных сообщений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2022-000390-21 Судья Жучкова Ю.П.                                                                     Дело № 33-3881/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                           27 сентября 2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от               29 апреля 2022 года по делу № 2-1-205/2022, по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению Новопогореловская средняя школа имени генерала-майора Л.И. Буинцева, администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в обеспечении антитеррористической защищенности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в срок до 01.07.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112» по зданию Муниципальному казенному образовательному учреждению Новопогореловская средняя школа имени генерала-майора Л.И. Буинцева, расположенного по адресу: ***

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Новопогореловская средняя школа имени генерала-майора Л.И. Буинцева в течении 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации                       МО «Карсунский район» принять меры по заключению договора на оказание услуг по передаче тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112».

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                   Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

 

прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному  образовательному учреждению Новопогореловская средняя школа имени генерал-майора Л.И. Буинцева (МКОУ Новопогореловская СШ им.Л.И.Буинцева), администрации муниципального образования  «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в обеспечении антитеррористической защищенности.

В обоснование требований  указал, что в результате проведенной в январе 2022 г. проверки соблюдения в образовательных учреждениях района требований антитеррористической безопасности должностными лицами                                     МКОУ Новопогореловская СШ  им. Л.И. Буинцева были допущены  нарушения требований антитеррористического законодательства.

Просил обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в срок до 01.07.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по  оснащению здания школы средствами  передачи  тревожных сообщений, в том числе и для заключения договора на оказание услуг по передаче тревожных сообщений с  органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112»; обязать МКОУ Новопогореловская СШ им. Л.И. Буинцева в течение 2-х месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области выполнить мероприятия по установке средств передачи тревожных сообщений, а также заключить договор на оказание услуг  по передаче тревожных сообщений  с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области решение суда незаконным и подлежащим отмене. Просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что помещение школы  оборудовано системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской  Федерации.

Обязанность администрации по организации передачи тревожного сигнала в подразделение Росгвардии Постановлением Правительства Российской Федерации  от 02.08.2019 № 1006  не предусмотрена.

Кроме прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (п.7 ч.1 ст.2 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (далее – Закон № 131-ФЗ).

Как следует из п.5 ч.1 ст.9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019                № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с пп.«г» п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Согласно пп. «в» п.25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным                п.24 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия  как  оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что согласно паспорту безопасности                 МКОУ Новопогореловская СШ  им. Л.И. Буинцева,  расположенное по адресу: *** относится к 3 категории опасности объекта (территории).

Прокурором  Карсунского района Ульяновской области проведена проверка исполнения МКОУ Новопогореловская СШ им.Л.И. Буинцева законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения, в ходе которой установлено, что образовательным учреждением  не заключен договор  на оказание услуг по передаче тревожных сообщений  в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Для устранения нарушений закона 14.01.2022 начальнику                             МКУ «Управление образования администрации МО «Карсунский район» внесено представление.

Согласно поступившему ответу от 18.02.2022 на данный акт прокурорского реагирования требования прокурора в данной части не исполнены в связи с дефицитом средств.

Разрешая спор и  удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчика обязанность по соблюдению требований антитеррористического законодательства и обеспечения безопасности воспитанников  образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются, а ранее внесенное прокурором представление в полном объем не исполнено.

Поскольку МКОУ Новопогореловская СШ им Л.И. Буинцева является общеобразовательным учреждением, которому присвоена 3 категория опасности, в силу действующего законодательства необходимо оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»,  суд пришел к правильному выводу об  удовлетворении исковых требований прокурора в части  обязания администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области обеспечить финансирование, а  МКОУ Новопогореловская СШ им.Л.И. Буинцева в течение 2-х  месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Карсунский район»  принять меры по заключению договора  на оказание  охранных  услуг через систему передачи тревожных сообщений или оборудовать канал передачи в ситуационный центра «Службы 112».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается, что договор  на оказание  охранных  услуг через систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или  в ситуационный центр  «Службы 112»  не заключен.

Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МКОУ Новопогореловская СШ им.Л.И. Буинцева, обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Кроме того, изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области как учредителя образовательного учреждения, в связи с чем возможность финансирования охраны учреждения за счет внебюджетных средств учреждения не может являться основанием для невыполнения обязанности, установленной вышеназванными законами.

Вместе с тем, поскольку установленный судом срок  до 01.07.2022 на момент рассмотрения дела в суде апелляционной  инстанции истек, с учетом объема необходимых затрат, судебная коллегия  полагает  необходимым установить новый срок до 01.11.2022.

В связи с чем, решение суда в части установленного для администрации муниципального образования  «Карсунский район» Ульяновской области срока финансирования мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений или в  ситуационные центры «Службы 112»  подлежит  изменению.

Одновременно судебная коллегия учитывает, что указание судом в резолютивной части решения на необходимость заключения договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел, вместо подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, является опиской, которая подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке ст.200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 апреля  2022 года изменить в части установленного для администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области срока для изыскания и обеспечения финансирования мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудования канала передачи в ситуационные центры «Службы 112» по зданию Муниципального казенного образовательного учреждения «Новопогореловская средняя школа имени генерал-майора                       Л.И. Буинцева, расположенного по адресу: ***, определив указанный срок до                       1 ноября 2022 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 29.09.2022.