Судебный акт
Обеспечение медицинским изделием
Документ от 27.09.2022, опубликован на сайте 06.10.2022 под номером 101992, 2-я гражданская, об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Павлов Н.Е.                                                                   73RS0004-01-2022-004060-43      

Дело № 33-3823/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             27 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1621/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 11 мая 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего Х***, к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать Х***, *** года рождения льготные рецепты на обеспечение ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Х***, *** года рождения, на основании выписанных рецептов ***.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение законного представителя несовершеннолетнего Х***. Хохулиной Ю.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Х***., обратился в суд с иском к ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании выписывать льготные рецепты, обязании обеспечить системой непрерывного мониторинга гликемии.

Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний Х***. является ***инвалидом. Выставлен диагноз: ***. Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» № 33/191 от 21.03.2022 принято решение о нуждаемости Х***. в применении системы непрерывного мониторинга ***. До настоящего времени ответчиком меры, направленные на обеспечение Х***. ***, не приняты. Льготные рецепты на получение указанной *** ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение № 2 выписываются в рукописном виде и не являются основанием для получения указанной системы.

Просил возложить на ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» обязанность выписывать Х***. льготные рецепты на обеспечение ***; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Х***. ***.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить в части обеспечения Х***. медицинским изделием - ***. В обоснование жалобы указывает, что использование *** не исключает применение *** и *** для определения уровня глюкозы в крови, *** не является диагностикой ***. Закупка *** не исключает применения *** для определения уровня глюкозы в крови и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Обращает внимание на то, что ГУЗ «Городская клиническая больница святого Андрея Первозванного» является самостоятельным юридическим лицом, которое действует на основании Устава. ГУЗ приняла решение о нуждаемости Х***. в системе ***, и следовательно приняла на себя обязательство обеспечения гражданина данным изделием. Министерство является органом исполнительной власти, не осуществляющее диагностику и лечение заболеваний. Кроме того, закупка данного медицинского изделия, который не включен ни в один льготных перечень, приведет к нарушению Министерством Бюджетного кодекса РФ

В возражениях на апелляционную жалобу Хохулина Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая спор о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения ***инвалида Х***., суд первой инстанции сослался на статьи 1, 3, 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований  для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Х***. на основании выписанных рецептов ***.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с Протоколом заседания врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» № 33/191 от 21.03.2022 принято решение о нуждаемости Х***. в применении ***.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения Х***. необходимыми ему медицинскими изделиями  следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Доводы апелляционной жалобы об обязанности ребенка-инвалида обеспечить непрерывным мониторингом глюкозы возникают у больницы, которая приняла решение о нуждаемости его в этом, не состоятельны. Поскольку непрерывный мониторинг глюкозы используется в качестве способа контроля гликемии днем и ночью, т.е. при амбулаторном лечении ребенка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса   Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 11 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи:

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.09.2022