Судебный акт
О признании бездействия администрации МО незаконным
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 30.09.2022 под номером 101979, 2-я гражданская, о признании бездействий незаконными, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2022-000443-37

Судья Трубачева И.Г.                                                                   Дело № 33а-3872/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2022 года по делу №2а-1-269/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов в с. Поникий Ключ Ульяновского района в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области  выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов в с. Поникий Ключ Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21 в срок до 01 сентября 2022 года.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Матвеева Н.С., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» (далее МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Администрация) о признании бездействия незаконным, обязании выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ульяновского района проверки выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В ходе проверки установлено, что на территории с. Поникий Ключ Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район», утвержденным постановлением администрации МО «Ульяновский район» от 11.02.2019 №155, предусмотрено 6 мест (площадок) накопления ТКО, а именно: ул.Лесная, д. 17, 30, ул. Ульянова, д. 3, 17, 34, ул. Мира, д. 21.

Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов выполнен путем размещения мусорных контейнеров на 6 местах накопления ТКО, с удаленностью от домов на расстоянии до 1 км, что нарушает права граждан, проживающих более чем в 100 метрах от названных мест (площадок) накопления ТКО. При этом установление мусорных контейнеров стандартного объема на расстоянии не более 100 метров от жилых домов способствовало бы восстановлению нарушенных прав граждан на доступность получения коммунальной услуги.

13.10.2021 прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области в адрес главы администрации МО «Ульяновский район» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого администрацией МО «Ульяновский район» нарушения не устранены.

Прокурор просил признать незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов в с. Поникий Ключ Ульяновского района в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21. Возложить на МУ «Администрация МО «Ульяновский район» обязанность выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов в с. Поникий Ключ Ульяновского района в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Контракт плюс» (региональный оператор).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В обоснование доводов жалобы указывает, что постановлением Администрации №155 от 11.02.2019 утвержден реестр накопления ТКО, согласно которому в с.Поникий Ключ утверждено не 6, а 7 мест (площадок) накопления ТКО. Имеется площадка на ул. Мира, д.52 а, которая административным истцом при проверке замечена не была. Полагает, что административным истцом не представлены доказательства нарушения санитарно-эпидемиологических норм, а именно материалы проверки не содержат сведения о том, каким способом определяли расстояние от жилых домов до площадок размещения ТКО, сколько и каких домов (частных, многоквартирных) имеется на каждой улице, от какого дома до места размещения ТКО рассчитывалось расстояние для расчета норм СанПин. В представленных прокурором картах автомобильных дорог не обозначено расположение на них жилых домов, расстояние от жилых домов площадки ТКО. Судом данные обстоятельства также не исследовались.

Судом сделаны выводы о том, что внесенные в реестр новые места накопления ТКО в с.Поникий Ключ согласно Постановлению №803 от 21.06.2022 «О внесении изменений в постановление администрации МО «Ульяновский район» от 11.02.2019» не соответствуют п.4 СанПин 2.1.3684-21, однако, обоснования данному утверждению не дано. Кроме того, не было разъяснено, сколько, по мнению административного истца, должно быть площадок накопления ТКО на каждой улице и места их размещения. Судом не дана оценка доводу административного ответчика о невозможности размещения большего количества площадок ТКО из-за отсутствия подъездных путей. Отмечает, что жалоб со стороны жильцов муниципального образования относительно размещения площадок ТКО в адрес Администрации не поступало.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции кроме  прокурора иные лица, участвующие в деле не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

По таким административным делам прокурор,  обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия), но обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые ссылается как на основания своих требований.

Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;          в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пункт 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также в силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

При этом накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ.

Из материалов дела следует, что во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» администрацией МО «Ульяновский район постановлением от 11.02.2019 №155 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории данного муниципального образования.

Согласно данному реестру в с.Поникий Ключ предусмотрено 7 таких мест (площадок) по адресам: ул. Лесная, д. 17, 30, ул. Ульянова, д. 3, 17, 34, ул. Мира,          д.21, 52а.

Постановлением администрации МО «Ульяновский район» от 21.06.2022 №803 в указанный Реестр внесены изменения, которыми количество контейнерных площадок в с.Поникий Ключ увеличено до 9 штук, дополнительно по адресам: ул.Мира, 64 и ул.Ульянова, 23.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории с.Поникий Ключ Ульяновского района Ульяновской области, количество таких мест противоречит п.4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3.

С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неверном толковании закона.

Действительно, согласно п.3 СанПин 2.1.3684-21 на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

По мнению прокурора, с которым согласился суд первой инстанции, мусорный контейнер должен быть установлен на каждой улице с.Поникий Ключ через каждые 100 м, в связи с чем неустановка контейнеров в большем количестве, чем предусмотрено Реестром, свидетельствует о бездействии администрации муниципального района.

Между тем, такой вывод  сделан без необходимой взаимосвязи с нормами закона, регулирующими область обращения с отходами в части установленных правил и нормативов их накопления.

В соответствии с п.2 ст.24.10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа.

Согласно п. 13, 14 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Объем, исчисленный для всего места накопления отходов в целом, распределяется в зависимости от используемой расчетной единицы (пропорционально числу проживающих в помещении к расчетному числу граждан, использующих место накопления ТКО, либо пропорционально площади жилого помещения к общей площади помещений).

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 №06-77 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в год для категорий объектов и количественных показателей объема на одну расчетную единицу. Пунктом 1.1 приложения к приказу нормативы накопления ТКО в год на территории Ульяновской области для многоквартирных домов в количественных показателях объема составили 2,30 куб. м на одного проживающего, в индивидуальных жилых домах – 2,33 куб. м, соответственно.

Несмотря на это, судом первой инстанции не была установлена численность и плотность населения с.Поникий Ключ, типы домов, расположенных на его территории (многоквартирные или индивидуальные), и как следствие, необходимость и целесообразность увеличения числа мест размещения ТКО в указанном населенном пункте.

Административным истцом такие сведения суду также не представлены.

По мнению судебной коллегии, прокурором в нарушение положений ст.62 КАС РФ не подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований. Равно как не подтверждены сведения о том, что оспариваемым действием (бездействием) администрации МО «Ульяновский район» нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Представленный в обоснование административного иска акт осмотра от 01.12.2021, составленный помощником прокурора Шарафутдиновым Р.Ш., требованиям допустимости не отвечает. Указанный акт составлен им единолично, без привлечения заинтересованных лиц и уполномоченных органов, а приложенные к акту 15 фотографий являются неинформативными ввиду отсутствия на них какого-либо ориентира относительно привязки к местности, на которой проводилась фотосъемка. Указанные в акте адреса расположения мусорных контейнеров на фото не зафиксированы.

Рапорт старшего помощника прокурора Матвеева Н.С. от 03.06.2022, согласно которому он произвел замеры расстояний между площадками ТКО, отраженными в реестре мест (площадок) накопления ТКО, утвержденного постановлением администрации Ульяновского района, также не подтверждает обоснованность заявленных административных исковых требований, а напротив, свидетельствует о соответствии количества контейнеров в с.Поникий Ключ (7 штук)   утвержденному Реестру (в редакции постановления от 11.02.2019 №155).

Кроме того, постановлением администрации МО «Ульяновский район» от 21.06.2022 №803 в указанный Реестр внесены изменения, которыми количество контейнерных площадок в с.Поникий Ключ увеличено до 9 штук.

При этом в материалах дела не имеется доказательств того, что имеющееся количество контейнеров для сбора ТКО является недостаточным и этим нарушаются права граждан, проживающих в с.Поникий Ключ. Каких-либо жалоб или заявлений в адрес органов местного самоуправления, иных государственных органов  относительно отсутствия мусорных контейнеров на  каждых 100 м  улицы, от граждан не поступало. Представленные прокурором в материалы дела обращения          Кудряшова Н.В. и Маркова Ю.В. (л.д.27-29) касались вопроса благоустройства контейнерных площадок, а также необоснованного взимания платы за обращение с ТКО региональным оператором – ООО «Контракт Плюс»  ввиду размещения мусорных контейнеров в нарушение утвержденной схемы.

При этом судебная коллегия отмечает, что произвольное увеличение количества контейнеров для сбора ТКО, о чем просит прокурор Ульяновского района Ульяновской области, неизбежно повлечет увеличение тарифа на сбор и вывоз ТКО и, как следствие, приведет к нарушению прав граждан – потребителей данной услуги, обязанных ее оплатить.

Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального и процессуального права в силу ст.310 КАС РФ являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, в связи с чем оспариваемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым  в удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области обратился к Муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению работ по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПиН  2.1.3684-21 отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи