Судебный акт
О проведении мероприятий антитеррористической защищенности
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 29.09.2022 под номером 101975, 2-я гражданская, об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками ЧОО, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-02-2022-000336-61

Судья Калянова Л. А.                                                                      Дело №33-3473/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО «Краснореченское сельское поселение» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2022 года по делу №2-2206/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по
обеспечению охраны объекта АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение» по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Новиковка, ул.Придорожная, 17 сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях) в течении 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать автономное учреждение культуры «Дом культуры» муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» в течении двух месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Краснореченское сельское поседение» обеспечить охрану объекта АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение» по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Новиковка, ул.Придорожная, 17, сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях).

В удовлетворении исковых требований к Новиковскому сельскому клубу и в удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Старомайнского района отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения  представителя администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области – Меджидовой К.Э.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц к автономному учреждению культуры «Дом культуры» муниципального образования «Краснореченское сельское поселение», администрации муниципального образования «Краснореченское сельское поселение», Новиковскому сельскому клубу об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками ЧОО.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района с участием сотрудника Чердаклинского ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Как установлено проверкой, зданию Новиковского сельского клуба, по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Новиковка, ул.Придорожная, 17, присвоена вторая категория опасности. При этом, проверкой выявлены нарушения обязательных требований антитеррористической защищенности объектов.

Просил обязать МО «Краснореченское сельское поселение» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятия по обеспечению охраны объекта Новиковского сельского клуба по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Новиковка, ул. Придорожная, 17, сотрудниками ЧОО, в том числе по средствам реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях). Обязать АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение» и Новиковский сельский клуб в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» обеспечить охрану объекта АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение» по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Новиковка, ул. Придорожная, 17 сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях).

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации МО «Краснореченское сельское поселение» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация МО «Краснореченское сельское поселение», являясь органом местного самоуправления сельского поселения, не наделена полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, поскольку в силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ это полномочие муниципального образования «Старомайнский район». Администрация МО «Краснореченское сельское поселение» не уполномочена на предусмотрение и обеспечение финансирования мероприятий по обеспечению охраны объекта АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение» сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях). Финансирование указанных в резолютивной части решения мероприятий приведет к нецелевому использованию администрацией МО «Краснореченское сельское поселение» бюджетных средств.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В заседание суда апелляционной инстанции представители АУК  ДК МО «Краснореченское сельское поселение», Новиковского сельского клуба  не явился,  извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие   неявившегося участника процесса согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является  принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Определением от 06.09.2022 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

К участию в деле в  качестве соответчика привлечена  администрация  МО «Старомайнский район» Ульяновской области.

Следовательно, оспариваемое решение подлежит безусловной отмене с вынесением по делу нового решения.

Разрешая требования прокурора по существу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона  от 17.01.1992 №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,                 ст.6 Устава муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области к вопросам местного значения района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176.

Согласно п.1 названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п.2 Требований).

Пунктами 2025 (1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

Дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Как установлено судом, автономное учреждение  культуры  «Дом культуры» муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность клубного типа для населения.

Учредителем  и собственником  имущества   АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение» является администрация муниципального образования «Краснореченское сельское поселение».

Здание Новиковского сельского клуба АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение», расположенное по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Новиковка, ул. Придорожная, 17, относится ко второй категории опасности, при этом не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций.

В силу приведенных норм права, поскольку объект культуры в нарушение требований федерального законодательства не обеспечен охраной сотрудниками частной охранной организации,  на администрацию МО «Старомайнский район» Ульяновской области  следует  возложить  обязанность по организации финансирования названных антитеррористических мероприятий в течение  1 года, а на  АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение», в чьем ведении находится Новиковский сельский клуб, обязанность по обеспечению объекта культуры охраной сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях), в течение  3-х  месяцев со дня  поступления финансирования.

В удовлетворении исковых требований  прокурора  Чердаклинского района Ульяновской  области к администрации  муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» следует отказать, как заявленных к  ненадлежащему ответчику. 

Администрация  муниципального  образования «Краснореченское сельское поселение», являясь органом местного самоуправления сельского поселения, не наделена  полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации  последствий проявлений терроризма и экстремизма  в границах поселения, поскольку в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» это полномочие муниципального  образования «Старомайнский район».

Новиковский сельский клуб не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является юридическим лицом, следовательно, заявленные к нему исковые требования не могут быть удовлетворены, обязанность по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности возлагается на АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение», в состав которого входит данный клуб.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2022 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта АУК ДК МО «Краснореченское сельское поселение», расположенного  по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Новиковка, ул. Придорожная, 17 (Новиковский сельский клуб) сотрудниками частных охранных организаций, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях) в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать автономное учреждение культуры «Дом культуры» муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» в течении  трех месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Старомайнский район»  Ульяновской области обеспечить охрану объекта                    АУК ДК  МО «Краснореченское сельское поселение» расположенного  по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Новиковка, ул. Придорожная, 17 (Новиковский сельский клуб), сотрудниками  частных охранных организаций, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях).

В иске к  администрации  муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи