У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2022-001899-27
Судья Киреева Е.В.
Дело №33а-3622/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 15
сентября 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Каминской
Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, Правительства Ульяновской области
на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 27 апреля 2022 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 3 июня 2022 года, по
делу №2а-796/2022, по которому постановлено:
административный иск
Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать
неправомерным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части непринятия в
пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства в сфере
земельных отношений в отношении земельного участка, расположенного на
расстоянии около 255 метров от автомобильной дороги
«Ульяновск-Мирный-Архангельское», на расстоянии 155 м от земельного участка с
кадастровым номером ***, (координаты GPS 54.391956 48.649832) (Ульяновская
область, г.Ульяновск, Заволжский район северо-восточнее АГЗС по проспекту
Созидателей, д.1В), в месте несанкционированного складирования бытовых и
промышленных отходов.
Возложить
обязанность на Правительство Ульяновской области организовать ликвидацию несанкционированной
свалки расположенной на
земельном участке, на расстоянии около 255 метров от автомобильной дороги
«Ульяновск- Мирный-Архангельское», на расстоянии 155 м от земельного участка с
кадастровым номером ***, (координаты GPS 54.391956 48.649832) (Ульяновская
область, г.Ульяновск, Заволжский район северо-восточнее АГЗС по проспекту
Созидателей, д. 1В), в пределах полномочий, установленных действующим
законодательством.
В удовлетворении
остальной части административных исковых требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Правительства Ульяновской
области и Министерства финансов Ульяновской области Евдокимовой Е.Н.,
представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области Шамсутдиновой Л.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, старшего
помощника прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры
Соколовой М.С., не согласившейся с доводами апелляционных жалоб, судебная
коллегия
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный
прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с
административным иском к Правительству Ульяновской области, Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании
незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
указав, что в ходе проверочных мероприятий в сфере надзора за исполнением
природоохранного законодательства выявлен земельный участок, расположенный
между участками *** и *** (Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район,
северо-восточнее АГЗС по проспекту Созидателей, д.1В), на котором располагается
несанкционированная свалка строительных и иных отходов. На стороне дороги,
примыкающей к земельному участку с кадастровым номером ***, на расстоянии около
255 метров от автомобильной дороги «Ульяновск-Мирный-Архангельское» размещены 2
навала строительных отходов: бетон, асфальт и др., площадью около 40 кв.м., 260
кв.м. Право собственности на земельный участок не разграничено. Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является лицом,
ответственным за данный земельный участок, при этом ненадлежащим образом
осуществляет свои обязанности, поскольку несанкционированная свалка на
указанном земельном участке находится продолжительное временя.
В целях устранения выявленных нарушений
Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором 12.05.2021 в адрес
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области было внесено
представление. Из ответа на указанное представление следует, что Министерством
информация о несанкционированной свалке была направлена в адрес Министерства
природы и цикличной экономики Ульяновской области в целях ликвидации места
размещения отходов. Вместе с тем, в результате обследования, проведенного
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой 13.10.2021, установлено,
что нарушения административными ответчиками не устранены.
С учетом уточненных требований прокурор
просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки,
расположенной на земельном участке на расстоянии около 255 метров от
автомобильной дороги «Ульяновск- Мирный-Архангельское», на расстоянии 155 м от
земельного участка с кадастровым номером ***, (координаты GPS 54.391956
48.649832) (Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район,
северо-восточнее АГЗС по проспекту Созидателей, д. 1В), и обязать
административных ответчиков ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
К участию в деле в качестве заинтересованных
лиц привлечены Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и
городской среды Ульяновской области, Финансовое управление администрации города
Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области, Управление
Роспотребнадзора по Ульяновской области, ООО «УК Экостандарт».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит отменить
решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что в
компетенцию Министерства не входят полномочия по устранению несанкционированных
мест размещения отходов. Судом не принято во внимание, что спорный земельный
участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена,
следовательно, у Министерства отсутствуют полномочия по проведению проверки его
использования. Министерство не обладает финансовыми средствами на выполнение
мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на спорном земельном
участке, поскольку в рамках программы «Охрана окружающей среды и восстановление
природных ресурсов в Ульяновской области» подпрограммы «Экологический фонд»
ответственным и исполнителем мероприятий по ликвидации несанкционированных
свалок в границе городов и наиболее опасных объектов накопленного
экологического вреда окружающей среде указано Министерство природы и цикличной
экономики Ульяновской области.
Несмотря на то, что проверки спорных земель
производились, в том числе сотрудниками Министерства природы и цикличной экономики
Ульяновской области, мер по устранению допущенных нарушений последним не
предпринималось. Вопрос о выделении денежных средств на ликвидацию
несанкционированной свалки в ходе судебного заседания не выяснен. Ходатайство о
привлечении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в
качестве соответчика по делу оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Правительство
Ульяновской области также не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к
Правительству Ульяновской области.
Указывает, что Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской
области согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 №105 «О
мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной
власти Ульяновской области» и Положению о Министерстве строительства и
архитектуры Ульяновской области (в настоящее время - Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области), утвержденному постановлением
Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 №1/51-П «О Министерстве
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области», осуществляя
полномочия Ульяновской области как собственника земельных участков, несет
обязанность по осуществлению мероприятий по недопущению их загрязнения.
Со стороны Правительства Ульяновской области
отсутствует бездействие, поскольку в рамках своих полномочий постановлением
Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 №26/572-П утверждена программа
«Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской
области» подпрограмма, «Экологический фонд» о ликвидации несанкционированных
свалок.
Неисполнение Министерством природы и
цикличной экономики Ульяновской области в рамках указанной программы своих
обязательств по определению объема финансирования для ликвидации
несанкционированной свалки и предоставления предложений по внесению изменений в
областной бюджет Ульяновской области не может являться основанием для
возложения на Правительство Ульяновской области обязанности организовать
ликвидацию несанкционированной свалки. Считает Правительство Ульяновской
области ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просил решение суда оставить
без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не
явились представители Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса
и городской среды Ульяновской области, Финансового управления администрации
города Ульяновска, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, ООО «УК
Экостандарт», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены
или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное
определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность
установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для
административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение
или неправильное применение норм материального права или норм процессуального
права.
Судом по делу допущено нарушение норм
материального и процессуального права, что повлекло принятие необоснованного
решения в отношении Правительства Ульяновской области.
Принимая решение по делу, суд признал
незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области и Правительства Ульяновской области в непринятии мер по
устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении
спорного земельного участка и возложил
на данных ответчиков обязанность по организации ликвидации несанкционированной
свалки.
Удовлетворяя административный иск прокурора,
суд руководствовался нормами Конституции Российской Федерации, нормами
гражданского, земельного, экологического законодательства, Указом Губернатора
Ульяновской области от 10.12.2021 №118, Положением о Министерстве имущественных
отношений и архитектуры (утв. постановлением Правительства Ульяновской области
от 27.01.2022 № 1/51-П), в силу которых возложил обязанность на обоих
ответчиков по организации ликвидации несанкционированной свалки на земельном
участке, государственная собственность в отношении которого не разграничена.
Судебная коллегия не может согласиться с
решением суда об удовлетворении заявленного прокурором административного иска к
Правительству Ульяновской области, поскольку оно принято без надлежащей оценки
норм Закона Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении
полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, между органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти
Ульяновской области», постановления Правительства Ульяновской области от
27.01.2022 №1/51-П «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области», в соответствии с которыми полномочия по распоряжению
земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена,
возложены на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области (подп.20 п.2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области), как на исполнительный орган государственной
власти Ульяновской области, осуществляющий от имени Ульяновской области
полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе
земельными участками.
Поскольку названные полномочия переданы в
установленном порядке Правительством Ульяновской области Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, надлежащим
ответчиком по требованиям прокурора является названное Министерство.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от
10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это
деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических
и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды,
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение
негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и
ликвидацию ее последствий.
Согласно ст.3 названного Федерального закона
хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая
воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих
принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное
сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека,
общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование
природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей
среды и экологической безопасности.
Понятие несанкционированной свалки содержится
в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение.
Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением
Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому
несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не
предназначенные для размещения на них отходов.
Как установлено судом, в ходе проверки,
проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с
Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, выявлено, что
между участками с кадастровыми номерами *** (Ульяновская область, г.Ульяновск,
Заволжский район, северо-восточнее АГЗС по проспекту Созидателей, д.1В) имеется
несанкционированная свалка строительных и иных отходов (бетон, асфальт),
площадь складирования около 40 кв.м и 260 кв.м. (два навала строительных
отходов).
Место несанкционированного складирования
бытовых и промышленных отходов расположено на земельном участке на расстоянии
около 255 метров от автомобильной дороги «Ульяновск-Мирный-Архангельское», на
расстоянии 155 м от земельного участка с кадастровым номером ***, (координаты
GPS 54.391956 48.649832) (Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район
северо-восточнее АГЗС по проспекту Созидателей, д. 1В),
Нахождение на указанном земельном участке
насанкционированной свалки нарушает требования действующего законодательства, ставит
под угрозу безопасность и благополучие окружающей среды,
санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц.
Земельный участок относится к землям,
государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст.51 Федерального закона
от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона
от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть
безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться
законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42
Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники
земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков,
обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок
пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать
требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических,
противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение,
захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих
категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2
п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том
числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В силу п.1.1, подп.20 п.2.5 Положения «О
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области», утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 №1/51-П,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по
управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками,
находящимися в государственной собственности Ульяновской области, а также
полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена.
Принимая во внимание приведенные нормы права,
судебная коллегия приходит к выводу, что органом, осуществляющим полномочия в
сфере управления и распоряжения земельными ресурсами в Ульяновской области,
является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области, в связи с чем именно на данный орган следует возложить обязанность по
ликвидации несанкционированной свалки на спорном земельном участке.
Поскольку меры по ликвидации
несанкционированной свалки данным исполнительным органом государственной власти
Ульяновкой области не принимаются, требования прокурора о признании незаконным
бездействия данного административного ответчика в непринятии мер по ликвидации
несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает Правительство
Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия в
области управления и распоряжения имуществом Ульяновской области принадлежат
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области как
исполнительному органу государственной власти Ульяновской области.
Ссылки в апелляционных жалобах на то, что
полномочия по ликвидации несанкционированной свалки возложены на Министерство
природы и цикличной экономики Ульяновской области, не могут быть признаны
состоятельными, так как к полномочиям данного Министерства относится
организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в то
время как ликвидация несанкционированных свалок под указанную деятельность не
подпадает (п.2.9 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики
Ульяновской области», утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от
06.07.2018 №16/299-П).
На основании изложенного принятое по делу
решение подлежит отмене в силу п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения об
удовлетворении требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора
в части иска к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области. В удовлетворении требований административного истца к Правительству
Ульяновской области следует отказать.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 27 апреля 2022 года с учетом определения того же
суда об исправлении описки от 3 июня 2022 года
отменить.
Принять по делу
новое решение.
Административное
исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к
Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, о
возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить
частично.
Признать незаконным
бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной
свалки, расположенной на земельном участке, на расстоянии около 255 метров от
автомобильной дороги «Ульяновск- Мирный-Архангельское», на расстоянии 155 м от
земельного участка с кадастровым номером ***, (координаты GPS 54.391956
48.649832) (Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район северо-восточнее
АГЗС по проспекту Созидателей, д. 1В.
Возложить на
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на
земельном участке, на расстоянии около 255 метров от автомобильной дороги
«Ульяновск- Мирный-Архангельское», на расстоянии 155 м от земельного участка с
кадастровым номером ***, (координаты GPS 54.391956 48.649832) (Ульяновская
область, г.Ульяновск, Заволжский район северо-восточнее АГЗС по проспекту
Созидателей, д. 1В).
В удовлетворении
административного искового заявления Ульяновского межрайонного природоохранного
прокурора к Правительству Ульяновской области о признании незаконным
бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной
свалки, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку
отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через
суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26.09.2022.