Судебный акт
Выплата на ребенка до трех лет
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 27.09.2022 под номером 101883, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-001085-09

Судья Анциферова Н. Л.                                                                     Дело № 33-3788/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нейман Елены Михайловны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2022 года по делу № 2-1184/2022, по которому постановлено:  

 

в удовлетворении исковых требований Нейман Елены Михайловны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка до трех лет, взыскании судебных расходов отказать.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Нейман Е.М., ее представителя – Шароватова Д.В., Нейман А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Нейман Е.М. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области, Учреждение) о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка до трех лет. В обоснование иска указала, что 21 октября 2021 года обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области отделение по Ленинскому району с заявлением о назначении ежемесячных выплат на ребенка в возрасте до трех лет. При рассмотрении ее заявления ОГКУСЗН Ульяновской области запросило сведения о доходах  супруга - Нейман А.В. и отказало в назначении выплаты, указав, что размер среднедушевого дохода семьи превышает 2-х кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Ульяновской области. Ответчик необоснованно принял сведения о доходах супруга Нейман А.В. от АО «***» в общей сумме 2 038 444 руб. 30 коп. Доход Нейман А.В. от АО «***» за 2020 год составляет 175 476 руб. 94 коп., с учетом которого доход семьи ниже установленной величины, в связи с чем она имеет право на спорную выплату. Просила обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте до трех лет - Н*** К.А., *** года рождения, за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 год включительно; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб., расходы за составление искового заявления - 3000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Нейман Е.М. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что основанием иска служило конкретное обстоятельство, а именно оспаривание ответчиком справки о доходах Нейман А.В. за 2020 год в АО «***» с общей суммой дохода 2 038 444,30 руб. В ходе судебного разбирательства стороной истца был доказан факт неправильного определения ответчиком уровня дохода ее семьи. Полагает, что суд в нарушение норм закона вышел за пределы заявленных требований. По мнению автора жалобы, суд неправомерно по собственной инициативе истребовал выписку по банковской карте Нейман А.В. Обращает внимание, что Нейман А.В. дал пояснения по всем поступлениям денежных средств на его счет. Суд не принял во внимание пояснения допрошенного в качестве свидетеля отца супруга, который пояснил, что ежемесячно помогает семье сына денежными средствами, передал сыну денежные средства, вырученные от продажи принадлежащей ему квартиры. По мнению автора жалобы, в нарушение норм процессуального закона суд не дал оценки всем собранным по делу доказательствам. Просит учесть, что законом установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода семьи.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Нейман Е.М. с 15 сентября 2018 года состоит в зарегистрированном браке с Нейман А.В. (л.д. 11).

От брака стороны имеют несовершеннолетнего ребенка Н*** К.А., *** года рождения (л.д. 10).

21 октября 2021 года Нейман Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д. 9).

К данному заявлению Нейман Е.М. приложила справку от 20 октября 2021 года № 393 о своих доходах за период с апреля 2020 года по март 2021 года, выданную ***; а также справку от 19 октября 2021 года №34 о доходах супруга за тот же период, выданную ООО «***» (л.д. 15, 16).

Согласно указанным справкам доход истца за период с апреля 2020 года по март 2021 года составил 188 678,60 руб., а доход супруга – Нейман А.В. – 74 322,92 руб.

Решением областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Нейман Е.М. отказано в назначении спорной выплаты в связи с превышением среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе за второй квартал года, предшествующему году обращения (л.д. 121).

Полагая отказ в назначении выплаты незаконным, Нейман Е.М. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 418-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 418-ФЗ установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (часть 3 ст. 1).

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть 6 ст. 1).

В целях единообразного применения данного Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 7 ст. 1).

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (часть 3 ст. 2).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пункт 1); пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации (пункт 2); компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей (пункт 4); денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 5 ст. 4).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 ст. 4).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н утверждены Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат согласно приложению № 1; перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, согласно приложению № 2 (далее – Порядок № 889н).

Пунктом 5 Порядка № 889н установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Порядку (пункт 8 Порядка № 889н).

Согласно п. 9 Порядка № 889н заявление о назначении выплат подается с предъявлением следующих документов: документы, удостоверяющие личность, подтверждающие место жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя (подпункт «а»); документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя (подпункт «б»).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 10 Порядка № 889н).

Пунктом 19 Порядка № 889н установлено, что в течение 5 календарных дней после приема и регистрации заявления о назначении выплат орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению.

Расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона №418-ФЗ (пункт 21 Порядка № 889н).

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (пункт 22 Порядка № 889н).

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении выплат с документами (пункт 24 Порядка № 889н).

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2017 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на год обращения за назначением указанной выплаты (пункт 25 Порядка № 889н).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года.

По истечении указанного срока заявитель вправе подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы, предусмотренные пунктом 8 данных Правил (пункт 26 Порядка № 889н).

Из приведенных выше положений закона следует, что для определения права истца на получение спорной выплаты подлежали учету доходы Нейман Е.М. и ее супруга за период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года.

Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении заявления Нейман Е.М. ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия из налогового органа были получены сведения о доходах супруга истца – Нейман А.В., как по основному месту работы, так и в АО «***», где общая сумма дохода составила 2 038 444,20 руб., налоговая база – 175 476,94 руб. (л.д. 125-126).

Материалами дела подтверждено, что для определения среднедушевого дохода семьи истца ответчиком были приняты во внимание доходы супругов по месту работы (у истца – пособие по уходу за ребенком, у супруга истца – заработная плата по месту работы и доход от АО «***» в сумме 2 307 580,46 руб.).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств, верно определил доход Нейман А.В. в АО «***» в размере 175 476,94 руб., и приняв во внимание сведения о движении денежных средств по банковской карте Нейман А.В. за исследуемый период, которые не были отражены Нейман Е.М. в качестве дохода при обращении к ответчику,  пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу спорной выплаты.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Из материалов дела следует, что в мае 2020 года Нейман А.В. в Банке ВТБ (ПАО) был оформлен кредитный договор на сумму 2 450 000 руб. на приобретение квартиры, сумма ежемесячного платежа по данному кредитному договору составляет 24 704 руб. (л.д. 137-152).

Задолженности по кредиту супруги Нейман не имеют, что свидетельствует о том, что доход супругов позволяет иметь и исполнять данное кредитное обязательство.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы предмета спора, неправомерно истребовал выписку по банковской карте Нейман А.В., судебной коллегией отклоняются.

В письме Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 7 марта 2018 года № 12-1/10/П-1584 разъяснено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, за исключением выплат, исчерпывающим образом перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ.

В этом же письме обращено внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Из приведенных положений закона следует, что достоверность сведений о доходах, представленных лицом, претендующим на выплату в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ, может быть проверена.

При этом законом установлен не только исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при определении среднедушевого дохода семьи, но и выплат, которые не могут быть приняты в расчет.

Частью 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Таких нарушений норм процессуального закона, способных повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не допущено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2022 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Нейман Елены Михайловны – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  22.09.2022.