Судебный акт
Разумные сроки отселения из аварийного дома
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 29.09.2022 под номером 101864, 2-я гражданская, Об обязании к совершению действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2021-001171-52

Судья Зотова Л.И.                                                                              Дело № 33а-3669/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО «Барышский район» Ульяновский район на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 6 июня 2022 года по делу №2а-440/2022, по которому постановлено:

административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 3 постановления администрации муниципального образования «Барышский район» от 4 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного дома № *** по ул. *** г. *** аварийным и подлежащим сносу», в редакции постановления администрации муниципального образования  «Барышский район» от 2 июня 2022 года № 309-А, в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *** - до 31 декабря 2028 года.

Обязать администрацию муниципального образования  «Барышский район» установить разумные сроки сноса аварийного дома № *** по ул. *** и отселения из него жителей. В остальной части иска - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя администрации МО «Барышский район» Чумбуридзе И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным пункта 3 постановления администрации МО «Барышский район» от 4 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного  дома № *** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31 декабря 2023 года и возложении обязанности по установлению разумных сроков сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Барышского района проведена проверка разумности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам которой установлено следующее.

В связи с тем, что спорный дом признан аварийным после 1 января 2017 года, он включен в действующую в настоящее время областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № 573-П. Расселение указанного дома предусмотрено в  2028 г. Постановлением администрации МО «Барышский район» от 4 июля 2018 года           № 360-А «О признании дома № *** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу» (п. 3) срок отселения физических лиц из аварийного многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2023 года.

Поскольку дальнейшая эксплуатация данного дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации МО «Барышский район» об установлении срока отселения дома до указанного срока нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Согласно акту обследования Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 15 июля 2021 года выявленные дефекты и повреждения здания, указывающие на аварийное состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Согласно акту обследования помещения от 15 февраля 2018 года № 5 Межведомственной комиссии администрации МО «Барышский район» на кровле дома № *** по ул. *** часть листов имеет коррозию, на деревянной обрешетке кровли имеются следы протечек; половые перекрытия имеют прогибы; печи имеют просадки, трещины; электропроводка ветхая; имеется разрушение фундамента, подтопление дома, в связи с чем в квартирах образуется грибок.

В результате выявленных дефектов указанный дом признан аварийным.

В постановлении администрации МО «Барышский район» от 4 июля 2018 года № 360-А «О признании дома № *** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу» (п. 3) срок отселения физических лиц из аварийного многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2023 года.

Указанный срок сноса и отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.

Дальнейшая эксплуатация спорного жилого дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации МО «Барышский район» об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома в 2023 году нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Прокурор просил признать незаконным пункт 3 постановления администрации МО «Барышский район» от 4 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного  дома № *** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31 декабря 2023 года и обязать  администрацию МО «Барышский район» установить разумные сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена          Белова Е.А.

Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 4 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18 января 2022 года решение оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора Барышского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 года решение Барышского городского суда Ульяновской области от 4 октября 2021 года и Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18 января 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела, прокурор, уточнив административные исковые требования, просил признать незаконным пункт 3 постановления администрации муниципального образования «Барышский район» от 4 июля 2018 года № 360-А «О признании многоквартирного дома №*** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу», в редакции постановления администрации муниципального образования «Барышский район» от 2 июня 2022 года № 309-А, в части установления срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, - до 31 декабря 2028 года. Обязать администрацию МО «Барышский район» установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения из него жителей до 31 декабря 2022 года.

Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц           Резвых А.Н., Резвых В.М., Антонова А.И., Климин В.А., Сидякин Б.Е.,                  Сидякина М.С., Есин Д.С., Орешин А.П., Орешина Л.Г., Есина О.А., Аникин В.Н., Аникина Л.В., Павлова Т.Н. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что срок отселения граждан, указанный в пункте 3 постановления администрации МО «Барышский район» от         4 июля 2018 года № 360-А, соответствует областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018- 2030 годах», права и интересы неопределенного круга лиц не нарушает.

При этом ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, у администрации МО «Барышский район» не имелось законных оснований устанавливать иной срок переселения граждан из указанного дома.

Жители дома №*** по ул.*** не обращались в администрацию с заявлениями о переселении в маневренный фонд в связи с невозможностью проживания в жилых помещениях, сведения об обращении управляющей компании в администрацию об угрозе обрушения дома материалы дела также не содержат, равно как и иных доказательств реальной опасности для жизни и здоровья жителей дома, в котором они проживают. Пояснения граждан в судебном заседании о невозможности проживания в доме не могут быть приняты по внимание, поскольку получены от заинтересованных лиц.

Утверждает, что заключение Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области не может быть принято во внимание, поскольку административным истцом не были представлены доказательства наличия у данного органа соответствующих полномочий по признанию жилого помещения непригодным для проживания.

Отмечает, что собственники квартир данного дома на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоят.

Полагает, что круг лиц, в интересах которого обратился прокурор, не является неопределенным, не приложены доказательства того, что жители дома не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Кроме того, принятым решением затрагиваются права и обязанности Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области, не привлеченного судом к участию в деле.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом № *** по ул. ***, 1957 года постройки, одноэтажный, барачного типа, блокированной застройки, количество квартир  -  8, решением Межведомственной комиссией от  15 февраля 2018 года № 5 признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МО «Барышский район» от 4 июля 2018 года    № 360-А (в редакции постановления администрации муниципального образования  «Барышский район» от 2 июня 2022 года № 309-А) установлен срок отселения указанного многоквартирного дома 31 декабря 2028 года.

Многоквартирный жилой дом № *** по ул. *** включён в Областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № 573-П.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Из Акта обследования помещения от 15 февраля 2018 года № 5 Межведомственной комиссии администрации МО «Барышский район» следует, что на кровле дома № *** по ул. *** часть листов имеет коррозию, на деревянной обрешетке кровли следы протечек; половые перекрытия имеют прогибы; печи имеют просадки, трещины; электропроводка ветхая; имеется разрушение фундамента, подтопление дома, в связи с чем, в квартирах образуется грибок.

В результате выявленных дефектов указанный дом в установленном порядке признан аварийным, не пригодным для проживания.

В акте обследования Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 15 июля 2021 года указано, что перегородки и полы первого этажа устроены по грунту, просели, покосились, имеют уклон в пределах 3-8 см.; сети электроснабжения проложены хаотично и находятся в аварийном состоянии; отмечается ослабление сопряжений элементов оконных и дверных коробок и переплетов, их перекос, не плотность закрывания переплетов, неисправность оконных и дверных приборов; дверные полотна осели или имеют плохой притвор по периметру коробки; полы деревянные, прогнили, просели, имеют щели до 25 мм, местами легко прогибаются под нагрузкой или с изломами отдельных досок;  нижние венцы бревен разрушаются в результате гниения, ветхого состояния, значительного срока пользования; при проведении обследования в стенах выявлены следы систематического намокания материала стен, вызванного протечками с кровли, в следствии чего произошло гниение бревен и потеря прочности наружных несущих стен; выявлены повреждения в стенах под опорами перемычек, местах опирания и стропильных ног в виде гниения, ветхого состояния древесины; отмостка вокруг здания отсутствует; отмечены многочисленные следы замачивания несущих конструкций крыши; зафиксированы многочисленные повреждения древесины (места опирания стропильных ног на стены) гнилью, имеется изменение цвета (побурение). Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока сноса дома и отселения из него жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается. Выводы суда основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы об определенном круге лиц, в интересах которого подан административный иск, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку разрушенными конструкциями жилого дома вред может быть причинен лицам, не только проживающим в доме, но и находящимся в нем либо рядом с ним.

Акт обследования жилого дома от 15 июля 2021 года Агентства государственного, строительного и жилищного надзора Ульяновской области обоснованно принят судом в качестве доказательства по делу, оценен в соответствии с правилами статьи 84 КАС РФ, равно как и пояснения заинтересованных лиц, являющихся собственниками квартир в доме. Следует отметить, что компетенция межведомственной комиссии распространяется на правоотношения, возникающие при решении вопроса о признании дома аварийным, а на момент обследования Агентством  - 15 июля 2021 года решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу уже было принято. Указанный акт лишь подтверждает ухудшение технического состояния дома по истечении времени после признания дома аварийным.

То обстоятельство, что граждане, проживающие в доме, не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещении, сам по себе на законность принятого решения не влияет, поскольку данное обстоятельство не является юридически значимым по настоящему делу.

Довод жалобы об отсутствии в законодательстве требований о незамедлительном отселении лиц из дома, признанного аварийным, подлежит отклонению, поскольку вопрос о незамедлительном отселении перед судом не ставился, суд рассматривал спор об установлении разумного срока сноса дома и отселения жильцов, критериями которого является техническое состояние жилого дома.

Не привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области отмену решения суда не влечет, поскольку рассмотрением настоящего спора о признании незаконным в части постановления администрации права и интересы Министерства не нарушаются. Более того, в материалы дела по запросу суда указанным Министерством направлен ответ, из которого следует, что перенос мероприятий по расселению дома возможен на более ранние сроки.

С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 6 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Барышский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение составлено 22 сентября 2022 года.