Судебный акт
О компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Документ от 22.09.2022, опубликован на сайте 26.09.2022 под номером 101863, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

 

Дело № 3а-221/2022

73OS0000-01-2022-000210-93

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

22 сентября 2022 года                                                                    г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Курзина Льва Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л:

 

Курзин Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 июля 2015 года на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность по обеспечению его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Ульяновск».  Решениями Ульяновского областного суда от 24 сентября 2019 года и 11 марта 2021 года в его пользу уже была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Однако период неисполнения решения продолжается, до настоящего времени решение суда не исполнено.

В связи с этим  Курзин Л.А. просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании административный истец Курзин Л.А. настаивал на удовлетворении административного иска, указывая на то, что до настоящего времени с ним договор найма специализированного жилого помещения не заключен, при осмотре им  предоставленного жилого помещения по адресу: ***, было им установлено, что в жилой комнате на стене вспучены обои от протечки крыши, образовались плесень и грибок, что было им отражено в акте  осмотра от 23 августа 2022 года.

Представитель Курзина Л.А. – Сотников И.А. в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что считает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее также Министерство).

Заявленный истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли закрывать  потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.

Проводится системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. 

Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованной.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области издано 12 августа 2022 года распоряжение № 655-од  о предоставлении Курзину Л.А. жилого помещения, расположенного по адресу: ***

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав   материалы  настоящего  дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-3518/2015,  административные дела Ульяновского областного суда № 3а-245/2019 и № 3а-55/2021,  исполнительное производство № 61288/15/73017-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что вступившим в законную силу 20 октября 2015 года решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 июля 2015 года удовлетворены исковые требования Курзина Л.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. На данное Министерство возложена обязанность по обеспечению Курзина Л.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Ульяновск».

19 ноября 2015 года судом выдан Курзину Л.А. исполнительный лист ФС № 002275023, который 17 декабря 2015 года предъявлен для исполнения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

18 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 61288/15/73017-ИП. Должнику установлен              5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 июня 2019 года была произведена замена должника по исполнительному производству на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 мая 2022 года была произведена замена должника по исполнительному производству на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Ульяновского областного суда от 24 сентября 2019 года в пользу Курзина Л.А. была взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области компенсация за неисполнение решение суда в разумный срок в размере 40 000 руб. за период неисполнения решения суда, который составил 3 года 7 мес. 28 дней - с 18 декабря 2015 года по 14 августа 2019

Решением Ульяновского областного суда от 11 марта 2021 года в пользу Курзина Л.А. была взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области компенсация за неисполнение решение суда в разумный срок в размере 15 000 руб.

Указанным решением суда установлено, что период неисполнения судебного решения с 14 августа 2019 года по 11 марта 2021 года составляет  1 год  6 месяцев 25 дней.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 21 июля 2015 года не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Курзин Л.А. обратился в суд 25 июля 2022 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения с даты, следующей за днем принятия Ульяновским областным судом решения от 11 марта 2021 года о присуждении компенсации, и до дня рассмотрения настоящего иска составляет: 1 года 6 мес. 11 дней.

Общий срок неисполнения судебного решения – 6 лет 9 месяцев 4 дня.

При этом суд период неисполнения судебного решения исчисляет по день рассмотрения настоящего иска, поскольку договор найма специализированного жилого помещения с Курзиным Л.А. не заключен, исполнительное производство не окончено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством финансов Ульяновской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах  Курзин Л.А. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Курзину Л.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

При подаче данного административного искового заявления Курзина Л.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку требование административного иска было удовлетворено частично, в пользу Курзина Л.А. подлежат взысканию с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Курзина Льва Александровича удовлетворить частично.

Присудить Курзину Льву Александровичу компенсацию за нарушение  права  на  исполнение  судебного  акта в разумный срок в размере 15 000  рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Курзина Льва Александровича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Курзина Льва Александровича отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                           О.Е.Кинчарова