Судебный акт
О возложении обязанностей по сохранению объекта культурного наследия
Документ от 06.09.2022, опубликован на сайте 26.09.2022 под номером 101838, 2-я гражданская, о возложении обязанности выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-000558-38

Судья Денисова М.А.                                                                      Дело № 33-2971/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 6 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Грудкиной Т.М.,  Рыбалко В.И.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-801/2022 по апелляционным жалобам Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 марта 2022 года с учетом определения суда от 6 мая 2022 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области – удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя Ионову Зинаиду Степановну, индивидуального предпринимателя Аверьянову Маргариту Ивановну, Уба Эдуарда Николаевича, общество с ограниченной ответственностью «Лилани», муниципальное бюджетное учреждение «Центр управления городом», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в срок до 28 апреля 2023 года разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. ***

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., представителя Правительства Ульяновской области  Трофимова П.В., представителя муниципального казенного учреждения «Управление делами администрации города Ульяновска» Оленина О.И., представителя общества с ограниченной ответственностью «Лилани» Лебедевой О.Н., частично поддержавших доводы апелляционной жалобы Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и администрации города Ульяновска,  судебная коллегия

 

установила:

 

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с первоначальным иском к администрации г.Ульяновска, ИП Ионовой З.С., ИП Аверьяновой  М.И., Убе Э.Н., Карповой Т.Н., М*** И.М., ООО «Лилани», МБУ «Центр управления городом», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия.

В обоснование иска указано, что на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения был поставлен объект – «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. ***

В нарушение п.1 ст.45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ без задания, согласованного проекта, разрешения, авторского и технического надзора ответчиками на объекте культурного наследия были установлены кондиционеры, не соответствующее требованиям действующего законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

Также при осмотре объекта установлено, что имеются деструкция и обрушение отделочных слоев, частичное отторжение штукатурки фасадов здания.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект культурного наследия находится в собственности или законном владении ответчиков.

Истец с учетом уточнения иска в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции просил обязать администрацию города Ульяновска,  ИП Ионову З.С.,  ИП Аверьянову М.И., Уба Э.Н., ООО «Лилани», муниципальное бюджетное учреждение «Контакт-центр при Главе города Ульяновска», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению и ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.*** (том 3 л.д.14-19).

Определениями суда от 16.03.2022 производство по делу в части требований о возложении обязанности провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, провести демонтаж инженерного оборудования в виде кондиционеров с фасадов объекта культурного наследия, возложении на ответчиков обязанности провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-восстановительных работ объекта культурного наследия регионального значения, а также в части требований к ответчику Карповой Т.Н. прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований и в части исковых требований к М*** И.М. в связи с его смертью.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, - АНО «Студия архитектурного творчества «Архитектурный сад», Ульяновская городская общественная организация по содействию защите прав ветеранов  ВЛКСМ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска просит отменить решение суда. Указывает, что Управление ЖКХ не является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул. ***, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Надлежащим ответчиком является муниципальное образование города Ульяновска, поскольку полномочия собственника имущества по владению, пользованию и распоряжению имуществом переданы ему.

В апелляционной жалобе Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и администрация города Ульяновска просят отменить решение суда. Указывают, что Управление муниципальной собственностью является ненадлежащим ответчиком, так как не является собственником имущества в виде спорного объекта культурного наследия. На основании решения Ульяновской Городской думы от 26.01.2022 №7 изменено наименование Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска. Согласно выписке из ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером *** находится на праве оперативного управления у МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска».

также сообщает, что часть нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул. *** переданы на праве оперативного управления, а также в безвозмездное пользование иным лицам, в связи с чем, обязанность по ремонту здания должна быть возложена на пользователей помещений. Вместе с тем пользователи муниципальными помещениями – МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска», АНО «Студия архитектурного творчества «Архитектурный сад», Ульяновская городская общественная организация по содействию защите прав ветеранов Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи не привлечены судом в качестве соответчиков по данному делу.

Отмечают, что судом не рассматривался вопрос о привлечении в качестве соответчиков по делу наследников М*** И.М., умершего ***, являвшегося собственником нежилого помещения с кадастровым номером *** В решении суда не указано, в связи с чем обязанность по содержанию наследственного имущества  не может быть возложена на  наследников М*** И.М.

Ссылаются на то, что администрация города Ульяновска и Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска являются бюджетными учреждениями и все денежные средства, находящиеся в их распоряжении носят целевой характер. В связи с дефицитом бюджета муниципального образования «город Ульяновск» расходы на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения не предусмотрены. Кроме того, не согласны со сроком, установленным судом для исполнения решения суда, который является неразумным.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, отхззывов на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В силу абзаца второго ч. 3 ст. 40  ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В связи с привлечением к участию в деле в качестве соответчиков муниципального казенного учреждения «Управление делами администрации города Ульяновска» и наследников *** И.М!% – Романовой Д.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М*** А.И., *** года рождения, Мулюковой А.Г. и  Мулюкова М.С.  право и обязанности которых затронуты принятым решением, судебная коллегия по гражданским делам перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - ФЗ №73)  объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33   Федерального закона  №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении, которое осуществляет полномочия в области охраны объектов культурного наследия с 05.08.2016.

На основании распоряжения Правительства Ульяновской области № 414-пр от 19.08.2019 выявленный объект культурного наследия «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. ***, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Согласно материалам дел правоустанавливающих документов и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области собственниками и законными владельцами нежилых помещений, входящих в состав здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. *** являются:

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 28.02.2012;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010, с 25.09.2019 помещения находится на праве оперативного управления у муниципального казенного учреждения «Управление делами администрации города Ульяновска», а ранее находилось на том же праве у Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, которое было переименовано на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска согласно решению Ульяновской Городской думы от 26.01.2022 №7 (том 2 л.д.97-98, том 3 л.д.176).

Кроме того, данные помещения были переданы на основании договора безвозмездного пользования Ульяновской городской общественной организации по содействию защите прав ветеранов Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи помещения № 31, 32 на втором этаже на основании договора № *** от 23.12.2019 и автономной некоммерческой организации «Студия детского архитектурного творчества «Архитектурный сад» переданы помещения № 23, 24, 26 на втором этаже на основании договора  от 15.12.2020 (том 1 л.д.208-210, том 2 л.д. 94-96, 99-119);

- с кадастровым номером *** – собственник ООО «Лилани» с 29.12.2018;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010. С 02.02.2016 произведена государственная регистрация права оперативного управления 9/72 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска», переименованного в МБУ «Центр управления городом». 11.12.2018 произведена государственная регистрация права оперативного управления 53/72 долей Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, переименованного в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 28.02.2012. 28.11.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления 2/19 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска», переименованного в МБУ «Центр управления городом»;

- с кадастровым номером *** – собственники Ионова З.С. (2/3 доли) с 25.12.2020, Уба Э.Н. (1/3 доля) с 12.08.2010;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010;

- с кадастровым номером *** – собственник М*** И.М. с 18.11.2010. На основании договора аренды от 01.10.2019 нежилые помещения на первом этаже номера на поэтажном плане 1-21, 52, 56-61 переданы ООО «Ф***». На основании договора субаренды нежилого помещения от 10.08.2021 ООО «Ф***» передало ООО «В***» в субаренду нежилые помещения общей площадью 180 кв.м;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010 (том 1 л.д.139-143);

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 28.02.2012. 28.11.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления *** долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска», переименованного в МБУ «Центр управления городом». 12.12.2018 произведена государственная регистрация права оперативного управления 18/88 долями Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, переименованное в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска;

- нежилое помещение с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010. 17.02.2014 произведена государственная регистрация права оперативного управления МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска», переименованного в МБУ «Центр управления городом»;

- с кадастровым номером *** – собственник Аверьянова М.И. с 21.02.2014;

- с кадастровым номером *** – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010. 28.11.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления 73/679 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска», переименованного в МБУ «Центр управления городом». 11.12.2018 произведена государственная регистрация права оперативного управления *** долей Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, переименованное в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска.

Как следует из наследственного дела собственник нежилого помещения с кадастровым номером *** М*** И.М. умер 31.10.2021, его наследники -  Романова Д.И. (дочь), действующая в своих интересах и в интересах опекаемой несовершеннолетней М*** А.И. (дочь), *** года рождения, Мулюкова А.Г.(мать) и  Мулюков М.С. (отец) вступили в наследство, подав соответствующие заявления 16.12. и 13.12.2021 (том 2 л.д.145-141).

Суд первой инстанции, рассматривая спор, не определил круг надлежащих ответчиков, которых в силу абзаца второго ч. 3 ст. 40  ГПК РФ должен был привлечь для участия в деле, так как в связи с характером спорного правоотношения невозможно рассмотреть дело без их участия.

Так, суд не принял во внимание, что на момент вынесения решения нежилое помещение в спорном объекте культурного наследия с кадастровым номером ***, собственником которого является МО «г.Ульяновск», находилось на праве оперативного управления у муниципального казенного учреждения «Управление делами администрации города Ульяновска» согласно постановлению администрации города Ульяновска  №1685 от 20.08.2019 (том 1 л.д.208), а не у Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, на которое суд решением возложил соответствующие обязанности и которое уже было переименовано на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на основании решения Ульяновской городской Думы от 26.01.2022 №7 (том 3 л.д.176).

Несмотря на данные сведения, имеющиеся в деле, суд первой инстанции определением от 11.03.2022 привлек для участия в деле Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в качестве соответчика, не привлекая надлежащего ответчика - муниципальное казенное учреждение «Управление делами администрации города Ульяновска» не привлек, тем самым  нарушив нормы процессуального права.

Кроме того, судом не были привлечены в качестве соответчиков наследники Мулюкова И.М. – Романова Д.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М*** А.И., Мулюкова А.Г. и  Мулюков М.С.,  права и обязанности которых затронуты принятым решением, так как они вступили в наследство после  смерти М*** И.М.

Не получение до настоящего времени свидетельств о вступлении в наследство не является препятствием для возложения на наследников соответствующих обязанностей, возложенных на них как на наследников по обязательствам прежнего собственника и как на собственников имущества – спорного объекта недвижимости, так как, подав заявления о вступлении в наследство, наследники уже вступили в наследство, а в силу п.1 ст. 1163 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.4 ст.1152  ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

На основании п.1 ст.1153  ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Как следует из разъяснений, данных в п.58
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9  "О судебной практике по делам о наследовании"
под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия по состоянию на 12.01.2022, составленному специалистами Управления, цоколь кирпичный, со стороны уличных фасадов оштукатурен и окрашен; зафиксированы многочисленные волосяные трещины, сколы, утрата фрагментов отделочных слоев; стены – кирпичные, штукатурены и окрашены; лепной декор фасадов утрачен; выявлены многочисленные трещины, фрагментарная утрата отделочных слоев, следы потеков от кондиционеров, повреждение покрасочного и штукатурного слоев от демонтажа пристроенных конструкций; состояние наружных стен неудовлетворительное; кровля – вальмовая; покрытие металлическое, доступ к чердачным помещениям ограничен, зафиксированы следы протечек на потолках 3 этажа; перекрытия – оштукатурены и окрашены, подвесные потолки, потолочная плитка. Зафиксированы трещины на оштукатуренных потолках, деструкция отделочных материалов, следы протечек кровли; полы – покрытие паркет, керамогранитная плитка, линолеум; зафиксирован износ покрытия; наблюдаются трещины, потертости, деформация материала, утрата фрагментов плитки; стены, их состояние, связи – в интерьере помещений стены оштукатурены и окрашены, облицованы плиткой и стеновыми панелями; зафиксированы многочисленные трещины, деструкция отделочных материалов, грибок в помещении магазина; лестницы – бетонные, облицованы плитами; зафиксированы многочисленные сколы ступеней, износ материала, потертости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В пункте 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ) указано, что сохранение объекта культурного наследия в целях данного Закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

По смыслу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ. 

В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 48 Закона № 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований настоящего Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

На основании пункта 1 статьи 63 Закона № 73-ФЗ и пункта 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственным органом охраны объектов культурного наследия с пользователем памятника истории и культуры, в частности, охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.

Имеется утвержденное охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.»,  расположенного по адресу г. Ульяновск, ул.  ***, от 23.09.2020 № 547-пр, которое выдано собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений. 

Кроме того, собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений Правительством направлялись уведомления о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.

Пунктом 13 ст. 47.6 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм закона, возложенные законом обязанности по сохранению объекта культурного наследия несут  собственники помещений либо  субъекты, которым нежилые помещения в спорном объекте переданы на праве оперативного управления, а доводы апелляционных жалоб и доводы в суде апелляционной инстанции МБУ «Центр управления городом» о том, что Управления не являются собственниками нежилых помещений, судебной коллегией отклоняются, так как им данные помещения были переданы на праве оперативного управления, при наличии которого на них возлагается установленные законом обязанности.  

При этом оснований для возложения данных обязанностей на организации, которым переданы помещения на праве безвозмездного пользования, не имеется, так как занимаемые ими помещения были переданы первоначально на праве оперативного управления МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска».

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований по доводам апелляционных жалоб, отзывам сторон судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ проведение ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия возможно только после согласования проекта реставрации и акта экспертизы с Управлением, а также соответствующего обследования самого здания, исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на администрацию города Ульяновска, ИП Ионову З.С., ИП Аверьянову М.И., Уба Э.Н., ООО «Лилани», МБУ «Центр управления городом», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска», Мулюкову А.Г., Мулюкова М.С., Романову Д.И., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М*** А.И. в срок до 1 сентября 2023 года разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. ***.

При этом конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ  определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.

Поскольку ответчики не обращаются в уполномоченный орган за получением таких заданий, научно-проектная документация ответчиками не разрабатывалась, в настоящее время не представляется возможным определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия, и определить стоимость работ в твердой денежной сумме, приходящуюся на каждого ответчика, кроме того, таких требований не заявлено.

При установлении срока, необходимого для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, судебная коллегия исходит из целесообразности, разумности, соблюдения необходимого порядка для выполнения ответчиками вышеуказанных  обязанностей в рамках заявленного истцом срока

С учетом изложенного и перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции решение районного суда подлежит отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 марта 2022 года с учетом определения суда от 6 мая 2022 года об исправлении описки отменить и принять новое решение.

Исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя Ионову Зинаиду Степановну, индивидуального предпринимателя Аверьянову Маргариту Ивановну, Уба Эдуарда Николаевича, общество с ограниченной ответственностью «Лилани», муниципальное бюджетное учреждение «Центр управления городом», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, муниципальное казенное учреждение «Управление делами администрации города Ульяновска», Романову Динару Ильгизовну, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***, Мулюкову Асию Галаветдиновну, Мулюкова Мустакима Садыковича в срок до 1 сентября 2023 года разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. ***

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.09.2022.