Судебный акт
Споры с пенсионным органом
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 29.09.2022 под номером 101831, 2-я гражданская, об обязании работодателя предствить сведения, необходимые для ведения индивидуального(персонифицированного)учета. о страховом стаже,начисленных и уплаченных страховых взносах на работающих застрахованных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Резовский Р.С.                                               73RS0003-01-2022-001451-66

Дело № 33-3745/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Ульяновский моторный завод» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 мая 2022 года по гражданскому делу № 2-814/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области к акционерному обществу «Ульяновский моторный завод» об обязании работодателя представить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, о страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах на работающих застрахованных лиц удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Ульяновский моторный завод» предоставить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области сведения индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-КОРР на застрахованное лицо – Горшенкову Юлию Алексеевну (СНИЛС: ***) по специальному трудовому стажу за отчетный период с 11 ноября 2002 года по 15 января 2012 года с указанием индивидуальных сведений с кодом профессии 2150400а-19104, предусмотренного пунктом 3 раздела XIV Списка №2 утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскать с акционерного общества «Ульяновский моторный завод» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек, зачислив в доход местного бюджета.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя ответчика АО «УМЗ» Поповой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Ульяновский моторный завод» (далее – АО «УМЗ») о возложении обязанности представить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, о страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах на работающих застрахованных лиц.

В обоснование исковых требований указано, что АО «УМЗ» зарегистрировано в качестве страхователя (работодателя) в ГУ-ОПФР по Ульяновской области. На основании решения от 04 декабря 2019 года № 25 специалистами ГУ-УПФР в Железнодорожном районе города Ульяновска была проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем АО «УМЗ» в пенсионный фонд индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованного лица Горшенковой Ю.А.

В соответствии с трудовым договором от 01.05.2010 Горшенкова Ю.А. была принята на работу по должности термист на установках ТВЧ 4 разряда в структурном подразделении механический цех № 12 АО «УМЗ». Согласно пункту 4 трудового договора работнику устанавливается нормированный рабочий день. Нормальная продолжительность рабочего времени Работника не может превышать 40 часов в неделю, 8 часов в день. В пункте 4.6 в качестве особенностей условий труда указано «вредные: шум, акролеин, масло, углерод». Работодатель также предупреждает Работника о возможном наступлении профессионального заболевания при трудоустройстве на работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда. За работу с вредными условиями труда Работнику предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 6 рабочих дней и устанавливается доплата за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда 4%.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору с 01.08.2018 Горшенкова Ю.А. переведена на должность термиста на установках ТВЧ 3 разряда в структурном подразделении механосборочный цех № 21 по основному месту работы. Согласно пункту 4.1. условия труда на рабочем месте Работника по степени вредности и (или) опасности являются: «вредный, подкласс условий труда – 3.1». Работодатель также предупреждает Работника о возможном наступлении профессионального заболевания при трудоустройстве на работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда. Работнику устанавливается компенсационная выплата: доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда 4%.

В наблюдательном деле по страхователю ОАО «ВОЛЖСКИЕ МОТОРЫ», имеющемся в распоряжении Управления, содержится должностная инструкция термиста на установках ТВЧ, утвержденная 22.12.2004, в которой определены основные функции сотрудника, которые соответствуют характеристике работ термиста на установках ТВЧ Единого тарифно-квалификационного справочника (Выпуск №2).

Согласно штатным расписаниям с 2002 в структурном подразделении механического цеха № 12, механосборочного цеха № 21, предусмотрена должность термиста на установках ТВЧ. Страхователем предоставлено Положение о механическом цехе № 12, утвержденное 29.01.2018, согласно которому данное структурное подразделение создано с целью механической обработки деталей для комплектации цеха сборки и испытания автомобильных моторов и запасных частей. Также предоставлено Положение о механосборочном цехе № 21, утвержденное 29.01.2018, который создан с целью механической обработки деталей, сборки, испытания, консервации и отгрузки автомобильных двигателей.

При анализе имеющихся в распоряжении пенсионного фонда документов, установлено наличие утвержденных Перечней производств, работ, профессий и должностей, дающих право в соответствии с подпунктами «1-2» пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно Перечня от 01.09.2006, от 01.11.2009, от 06.09.2012, от 10.05.2016, в которых по механическому цеху № 12 должность термиста на установках ТВЧ значится как относящаяся к Списку № 2 раздел XIV № подраздела 4а код профессии по списку 2150400а-19104.

В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Горшенковой Ю.А. на лицевом счете застрахованного лица имеются сведения о периоде трудовой деятельности в ОАО «Волжские моторы» с 18.06.2001 по 31.12.2005; в АО «УМЗ» с 01.01.2006 по 31.12.2018. При анализе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не установлено исчисление плательщиком страховых взносов по дополнительным тарифам за отчетные периоды 2013-2018 годы за Горшенкову Ю.А. Исключение составляет период с 01 августа 2018 года по 31 августа 2018 года - индивидуальные сведения персонифицированного учета представлены на Горшенкову Ю.А. с указанием особых условий труда (код 27-2, 2150400А-19104).

В ходе документальной проверки установлено, что Горшенкова Ю.А. с 11.11.2002 по 31.08.2018 работала в АО «УМЗ» в предусмотренной Списком № 2 должности термиста на установке ТВЧ, постоянно, в течение полного рабочего дня. Условия труда Горшенковой Ю.А. не менялись за весь период работы и всегда относились к вредным условиями труда.

С учетом изложенного, ГУ-ОПФР по Ульяновской области просило суд обязать АО «УМЗ» представить сведения индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-КОРР на застрахованное лицо Горшенкову Ю.А. по специальному трудовому стажу за отчетные периоды с 11.11.2002 по 15.01.2012 с указанием индивидуальных сведений с кодом профессии 2150400а-19104, предусмотренного пунктом 4 раздела XIV Списка №2 утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Горшенкова Ю.А.

В ходе рассмотрения дела суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе АО «УМЗ» просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не учел то обстоятельство, что показатель вредности 3.2 был установлен по воздействию вредного фактора – шум, а также совокупности факторов шум, световая среда, тяжесть труда из-за нахождения в позе стоя до 80% времени. Факторы вредности на работах, при наличии которых предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии, у Горшенковой отсутствуют. Доводы ответчика со ссылкой на рабочие стандарты о том, что непосредственно с установкой ТВЧ Горшенкова Ю.А. работала менее 80% рабочего времени, поскольку фактически выполняла работу станочника, судом не приняты. Время термообработки в процентном отношении составляет 6,85 %. Основная функция Горшенковой Ю.А. – это обработка деталей на шлифовальном полировальном станке с последующей их закалкой в установке ТВЧ, что подтверждается картами специальной оценки условий труда на рабочем месте: отсутствие вредных факторов, как у термиста и присутствие общих факторов вредности, как и других работников цеха.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-ОПФР по Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «УМЗ» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (т. 1, л.д. 19-29).

Согласно указанной выписке с 31 октября 2005 года Общество зарегистрировано в качестве страхователя.

Материалами дела также подтверждено, что 18 июня 2001 года Горшенкова Ю.А. была принята на работу в ОАО» Волжские моторы» в цех №12 на должность станочника широкого профиля 4-го разряда (том 1 л.д. 192-195).

C 11 ноября 2002 года Горшенкова Ю.А. была переведена в цехе №12 на должность термиста на установке ТВЧ 3-го разряда. 01 ноября 2005 года ей присвоен 4-й разряд термиста на установке ТВЧ в цехе №12.

С 01 января 2016 года Горшенкова Ю.А. переведена в механосборочный цех №21 термистом на установке ТВЧ 3-го разряда, а с 01 сентября 2018 года - на должность станочника широкого профиля 3-го разряда в механосборочном цехе №21.

На основании решения заместителя начальника ГУ-УПФР в Железнодорожном район города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 04 декабря 2019 года № 25, в целях проверки достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица (Горшенковой Ю.А.) в части специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, в отношении АО «УМЗ» была проведена документальная проверка (том 1 л.д.65).

По результатам проверки был составлен акт от 19 декабря 2019 года № 25, согласно которому установлено, что Горшенкова Ю.А. с 11 ноября 2002 года по 31 августа 2018 года работала в АО «УМЗ» по профессии термист на установке ТВЧ, то есть в должности предусмотреной подразделом 4 «Термическая обработка» а) «рабочие» раздела XIV «Металлообработка» код профессии 2150400а-19104 Списка № 2. утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Горшенкова Ю.А. работала постоянно, в течение полного рабочего дня. Условия труда Горшенковой Ю.А. не менялись за весь период работы и всегда относились к вредным условиями труда. В связи с наличием несоответствий по особым условиям труда Горшенковой Ю.А. установленных в ходе документальной проверки и данным сведениям, ранее представленным страхователем и внесенным на лицевой счет застрахованного лица, АО «УМЗ» необходимо представить корректирующую форму сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнить индивидуальный лицевой счет в части страхового стажа Горшенковой Ю.А., с учетом данных настоящего акта и имеющейся в распоряжении страхователя информации об отвлечениях от основной работы. (том 1 л.д.66-71).

Ссылаясь на возникновение спора с ответчиком, ГУ-УПФР по Ульяновской области обратилось в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона на АО «УМЗ» возложена прямая обязанность представлять в случае необходимости уточнения (исправления) или отмены данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п.1.2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в общей части индивидуального лицевого счета указываются в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (подп. 10).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).

В силу ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1).

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены данным Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) в том числе следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета (подпункт 1); фамилию, имя и отчество (подпункт 2); дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (подпункт 3); дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (подпункт 4).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее – Инструкция № 211н).

Пунктом 24 Инструкции № 211н установлено, что сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют: страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подп. «а»).

В п. 25 Инструкции № 211н указано, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица (пункт 37 Инструкции № 211н).

В соответствии с п. 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу (п. 39 Инструкции № 211н).

В статье 16 Федерального закона № 27-ФЗ закреплено право органов Пенсионного фонда Российской Федерации требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом; а равно обязанность: обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 519п утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – Порядок № 519п).

Пунктом 3 Порядка № 519п установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда России осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; при выявлении территориальным органом ПФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.

Согласно п. 4 Порядка № 519п в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо (представитель зарегистрированного лица) представляет заявление, а также документы, в том числе подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет: о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж (подп. 1); о периодах обучения и об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж (подп. 2); о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии, в том числе о доходе, полученном в связи с выполнением предпринимательской деятельности (подп. 3); о трудовой деятельности за период с 1 января 2020 года (подп. 4).

Корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений (пункт 15 Порядка № 519п).

При выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом Пенсионного фонда России проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя: направляет уведомление страхователю; производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 данного Порядка (пункт 18 Порядка № 519п).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует, что страхователем АО «УМЗ» в отношении своего работника Горшенковой Ю.А. сведения о периоде ее работы с 11.11.2002 по 15.01.2012 были представлены для отражения в системе индивидуального (персонифицированного) учета без указания о льготном характере работы, дающим право на включение данного периода в специальный страховой стаж.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичное положение установлено и п. 2 ч. 1 ст. 30 действующего с 01.01.2015г. Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с п. «б» ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).

В подразделе № 4 (Термическая обработка) раздела XIV (Металлообработка) Списка № 2 указаны профессии Термисты (позиция 2150400а-19100) и Термисты на установках ТВЧ (позиция 2150400а-19104).

Как следует из материалов дела, картой аттестации рабочего места № 4 от 2002 года по условиям труда термиста на установках ТВЧ механического цеха № 12, установлена общая оценка условий труда 3.1 (вредные условия труда первой степени), при этом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не установлено (том 1 л.д.152-155).

Согласно карте аттестации рабочего места № 30 от 12 марта 2008 года по условиям труда термиста на установках ТВЧ механического цеха № 12, общая оценка условий труда соответствовала классу условий труда 3.2 (вредные условия труда второй степени). Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости также не установлено (158-163).

Из карты аттестации рабочего места № 45 от 16 января 2012 года по условиям труда термиста на установках ТВЧ механического цеха № 12, следует, что общие условия труда на рабочем месте истца по степени вредности и (или опасности) соответствуют классу условий труда 3.2 (вредные условия труда второй степени). При этом в карте аттестации № 45 от 16 января 2012 года указано на право на данном рабочем месте на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2 (том 1 л.д.89-92);

В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 1078 от 06 декабря 2017 года термиста на установках ТВЧ механосборочного цеха № 21/12, класс условий труда общие условия труда на рабочем месте истца по степени вредности и (или опасности) соответствуют классу условий труда 3.1 (вредные условия труда первой степени). Кроме того, также указано на право досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Согласно, утвержденного 26 ноября 2009 года генеральным директором ОАО «УМЗ» и согласованного 28 декабря 2009 года  УПФР в Железнодорожном районе города Ульяновска области дополнения к Перечню 01 ноября 2009 года производств, работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 26 декабря 2007 года, должность термист на установках ТВЧ в механическом цехе № 12 механически участок № 1 отнесена к числу должностей с правом на право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии со Списком №2 (том 1 л.д.196-199).

При этом судом было установлено, что фактически механический цех №12 и механосборочный цех №21 является одним и тем же производственным помещением, что сторонами не оспаривалось.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их в соответствии со статьями 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период Горшенкова Ю.А. будучи работником АО «УМЗ» выполняла работу в должности термиста на установке ТВЧ, предусмотренной Списком № 2, в условиях полной занятости, в связи с чем имеет право на включение ей указанного периода в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

У судебной коллегии не имеется оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств.

Как верно установлено судом, за весь период работы Горшенковой Ю.А. в механическом цехе №12 в должности термиста на установке ТВЧ 3-го и 4-го разрядов, ни характер, ни объем выполняемых работ, ни условия труда, которые весь период работы относились к классу вредных, не изменились, и были одинаковыми в течение всего периода работы в указанных должностях с 11 ноября 2002 по 31 августа 2018 года.

К доводам апелляционной жалобы то обстоятельство, что до 16 января 2012 года картами аттестации рабочего места и в последующем картами специальной оценки условий труда по должности термиста на установке ТВЧ не было установлено вредных условий труда, влекущих возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2, судебная коллегия относится критически поскольку, как установлено в суде апелляционной инстанции для 2012 года аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда производилась ответчиком самостоятельно.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что показатель вредности 3.2 был установлен по воздействию вредного фактора – шум, а также совокупности факторов шум, световая среда, тяжесть труда из-за нахождения в позе стоя до 80% времени, а факторы вредности на работах, при наличии которых предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии, у Горшенковой Ю.А. отсутствуют, не могут быть приняты во внимание.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на рабочие стандарты о том, что непосредственно с установкой ТВЧ Горшенкова Ю.А. работала менее 80% рабочего времени, поскольку фактически выполняла работу станочника, отклоняются судебной коллегией, поскольку из штатного расписания АО «УМЗ» следует, что в механическом цехе № 12 предусмотрена должность станочника, которую занимали другие работники, тогда как Горшенкова Ю.А. работала в должности термиста установки ТВЧ, предусмотренной Списком № 2.

Поскольку между пенсионным органом и страхователем возник спор, он в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 27-ФЗ подлежал разрешению в судебном порядке, и у суда первой инстанции в силу приведенных выше положений законодательства отсутствовали основания для отказа в иске.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Ульяновский моторный завод» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022