Судебный акт
О признании право на сертификат "Семья"
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 26.09.2022 под номером 101824, 2-я гражданская, о признании права на получение государственного сертификата на именной капитал Семья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                     73RS0001-01-2022-000747-53          

Дело № 33-3752/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Велиевой Ханым Намиг кызы на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 марта 2022 года по гражданскому делу № 2-1064/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении иска Велиевой Ханым Намиг кызы к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании права на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья» отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Гнусаревой М.В.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Велиева Х.Н кызы обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании права на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья».

В обоснование иска указала, что она проживает в г. Ульяновске, а именно на территории Ульяновской области с 2005 г., родила третьего ребенка *** г. 23.11.2018 приобрела гражданство Российской Федерации. В связи с этим имеет право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении ребенка, предусмотренные пп.1 п.1 ст. 2 Закон Ульяновской области от 05.02.2008 N 24-30 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», поскольку более 3 лет проживает на территории Ульяновской области. Обратившись со всеми необходимыми документами к ответчику для получения государственного сертификата на именной капитал «Семья», получила отказ от 15.12.2021, мотивированный тем, что факт проживания на территории Ульяновской области более 3 лет на момент рождения ребенка не подтвержден. Считает отказ незаконным, нарушающим права и интересы, предусмотренные упомянутым Законом Ульяновской области от 05.02.2008 N 24-30.

Просила суд признать ее право на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Велиев И.С оглы.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Велиева Х.Н кызы просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что право на получение компенсации имеют только граждане России, которые проживают на территории Ульяновской области более 3 лет. Из действующих норм законодательства не следует, что на момент проживания необходимо быть именно в статусе гражданина РФ. В статусе гражданина РФ необходимо быть при обращении за льготой, но не обязательно в данном статусе проживать постоянно в течение трех лет. Факт проживания на территории Ульяновской области на протяжении трех лет никем не оспаривается.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической         политики и социального благополучия Ульяновской области просит решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Велиева Х.Н кызы – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что с 23.11.2018 Велиева Х.Н кызы является гражданином Российской Федерации.

Ранее она являлась гражданином Республики Азербайджан, прибыла на территорию Российской Федерации 03.11.2006, в период с 09.06.2014 по 31.08.2014 (была зарегистрирована по месту пребывания в качестве иностранного гражданина), в период с 02.09.2014 по 06.06.2017 (проживала по разрешению на временное пребывание), в период с 06.06.2017 по 29.10.2018 (по виду на жительство) по адресу: ***, в период с 06.04.2015 г. по 08.04.2015, 26.10.2017 по 02.11.2017 состояла на миграционном учете по месту пребывания в Центральной медико-санитарной части им. В.А. Егорова.

*** у истца родился третий ребенок – В***., в связи с чем она обратилась в Министерство семьи, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в связи с рождением третьего ребенка.

15.12.2021 Министерство уведомило истицу об отказе в выдаче интересующего ее государственного сертификата.

Основанием к отказу в выдаче сертификата явилось то, что в качестве гражданина Российской Федерации она территории Ульяновской области до рождения третьего ребенка проживала менее трех лет.

Разрешая заявленные требования Велиевой Х.Н кызы, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа в признании права истца на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья». При этом исходя из  положений ч. 1 ст. 2 Закона Ульяновской области №24-ЗО суд первой инстанции пришел к выводу, что право на дополнительные меры социальной поддержки, установленные данным законом, возникает у граждан Российской Федерации, которые на момент рождения третьего ребенка и (или) последующих детей – граждан Российской Федерации, постоянно проживали на территории Ульяновской области не менее трех лет именно в качестве гражданина Российской Федерации перед рождением ребенка, рождение которого является основанием возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно части первой ст. 2  Закона Ульяновской области от 05.02.2008 N 24-ЗО (ред. от 27.04.2021) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей"  право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее 3 лет непосредственно перед рождением (усыновлением) ребенка (детей), рождение (усыновление) которого (которых) является основанием возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки. Исходя из буквального смысла данной нормы, лицо претендующее на указанную меру социальной поддержки, должно в течение трех лет будучи гражданином Российской Федерации проживать на территории Ульяновской области.

Велиева Х.Н кызы не имеет права на дополнительные меры социальной поддержки в связи с рождением  третьего ребенка ***, поскольку гражданство Российской Федерации она приобрела только в ноябре 2018 года, а до этого момента проживала на территории Ульяновской области как иностранный гражданин.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на нормы, регулирующие вопросы реализацию права на материнский капитал и на противоречие выводов суда Конституции России, не состоятельны.

Как неоднократно в своих судебных постановлениях указывал Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право вводить в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3, часть третья статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", часть 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 13-П).

Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя указанное полномочие, вправе определить форму и виды социальной помощи (поддержки), условия ее предоставления семьям с детьми за счет собственных средств. Поскольку данные меры устанавливаются дополнительно к льготам, гарантиям и иным социальным мерам, предусмотренным на федеральном уровне, он не лишен возможности изменять правовое регулирование в указанной сфере с учетом жизненной ситуации, в которой оказываются данные семьи, а также исходя из финансово-экономических возможностей субъекта Российской Федерации, соблюдая при этом баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, предусмотренное Законом Ульяновской области условие о сроке постоянного проживания на территории Ульяновской области гражданина Российской Федерации, необходимое для получения сертификата «Семья» принято в рамках дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающее конституционные права истца.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Велиевой Ханым Намиг кызы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022