УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2022-004234-06
Судья Усова В.Е. Дело
№ 33-3631/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
Председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1779/2022
по апелляционной жалобе Мельникова Александра Викторовича на решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2022 года, по которому постановлено:
исковые требования Главного управления МЧС России по
Ульяновской области удовлетворить.
Признать Мельникова Александра Викторовича утратившим право
пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***
Выселить Мельникова Александра Викторовича из жилого помещения, расположенного по адресу: ***,
без предоставления другого жилого
помещения.
Взыскать с Мельникова Александра Викторовича госпошлину в
доход бюджета МО г.Ульяновск в размере 300 рублей.
Решение суда является основанием для снятия Мельникова
Александра Викторовича с регистрационного учета по адресу***
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя ответчика Мельникова А.В. – Петрова О.Ю., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Главное управление МЧС России по Ульяновской области
обратилось в суд с иском к Мельникову А.В.
о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из жилого
помещения.
Требования мотивированы тем, что ответчик зарегистрирован в
служебном жилом помещении по адресу: ***, которое было предоставлено ему по
служебному ордеру, как сотруднику Государственной противопожарной службы.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости основных
характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, здание
пожарного депо, где расположено указанное выше служебное помещение, является
федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Главного
управления МЧС России по Ульяновской области. В связи с неправильной нумерацией
по *** зданию пожарного депо, имеющему ранее номер *** присвоен номер *** Мельников А.В. не состоит в трудовых
отношениях с Главным управлением МЧС России по Ульяновской области и службу в
федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы не
проходит. Согласно ответу Управления имущественных отношений, экономики и
развития конкуренции администрации города Ульяновска от 16.07.2021 №13301-12
Мельников А.В. к категории граждан, выселение которых невозможно, не относится.
Таким образом, ответчик не имеет законных оснований для дальнейшего проживания
в служебном жилом помещении, и подлежит выселению без предоставления другого
жилого помещения.
Истец просил суд признать Мельникова А.В. утратившим право
пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *** квартира 2 и
выселить ответчика из указанного жилого помещения без предоставления другого
жилого помещения со снятием его с регистрационного учета.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Мельников А.В. просит отменить
решение суда.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что
решение суда является незаконным, необоснованным. Считает, что у суда
отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований о его
выселении из жилого помещения. Указывает, что его семья состоит их 4 человек,
предоставленная ему жилая площадь 29,98 кв.м не соответствует нормам
предоставления жилой площади в г.Ульяновске – 12 кв.м на человека, в связи с
этим он числился в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищной
комиссии ГУ МЧС под номером 22. Сам факт вынужденного проживания его и членов
его семьи в служебной квартире после его выхода на пенсию, свидетельствует о
необеспеченности его жильем для постоянного проживания. Считает, что суд
необоснованно отказал ему в ознакомлении с решением исполнительного комитета
Ульяновского городского Совета депутатов трудящихся Ульяновской области от
16.02.1973 №П7/4, сославшись на размещение его в сети интернет в открытом
доступе. Полагает, что ему необоснованно не были представлены
правоустанавливающие документы на спорную квартиру. Считает, что суд
неправомерно отказал в принятии его встречных исковых требований к Главному
Управлению МЧС России по Ульяновской области. Считает, что обжалуемым решением
суда нарушены его права на жилое помещение, являющееся его единственным жильем.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление МЧС
России по Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным и просит
оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, здание пожарного депо
(назначение нежилое, общей площадью 2877,2 кв.м), расположенное по адресу: ***,
является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном
управлении Главного управления МЧС России по Ульяновской области по
распоряжению МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области №
16-594-р от 17.12.2019 года.
Согласно решению исполнительного комитета Ульяновского
городского Совета депутатов трудящихся Ульяновской области от 16.02.1973 № П7/4
жилые помещения в зданиях пожарных депо, включая здание по адресу: *** отнесены
к числу служебных жилых помещений, утверждена номенклатура работников пожарной
охраны, которым предоставляется жилье.
Из служебной карточки Мельникова А.В. следует, что он с 24.10.1990
года по 31.08.2011 года работал в Главном управлении МЧС России по Ульяновской
области, которое неоднократно переименовывалось.
12.09.2001 Мельникову А.В. выдан служебный ордер № 14 на
право занятия жилого помещения, расположенного по адресу: *** (в настоящее
время адрес данного жилого дома: ***.).
В качестве основания для выдачи ордера указано Постановление
главы администрации Заволжского района г.Ульяновска от 12.09.2001 года № 1375.
Данным Постановлением утвержден Протокол № 28 заседания
общественной жилищной комиссии от 10.09.2021 года, согласно которого
«руководство ОГПС-2 УГПС УВД УО ПЧ-15 просят переоформить служебные ордера по
фактическому проживанию сотрудников ПЧ-15 по адресу: *** (утверждено как
служебное).
Согласно сведениям, предоставленным по запросу суда УМВД
России по Ульяновской области, Мельников А.В. с 29.06.2004 зарегистрирован по адресу: ***
Главное управление МЧС России по Ульяновской области,
ссылаясь на статус спорного жилья и
отсутствие у ответчика законного основания для проживания в нем в связи с
прекращением трудовых отношений Мельникова А.В., обратилось в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Главного
управления МЧС России по Ульяновской области.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской
Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в
том числе, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются
жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения
допускается только после отнесения такого помещения к специализированному
жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными
законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с
отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых
помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на
основании решений органа, осуществляющего управление государственным или
муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской
Федерации).
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской
Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в
связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти,
органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием,
государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в
связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или
государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с
избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы
местного самоуправления.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на
период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на
государственной должности Российской Федерации, государственной должности
субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых
отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации,
государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности,
а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма
служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской
Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма
специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения,
которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие
жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без
предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации
установлен перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых
помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых
помещений. К ним отнесены лиц, не являющиеся нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами
семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях: 1) члены семьи сотрудников органов государственной
противопожарной службы, погибших (умерших) или пропавших без вести при
исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по
старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое
помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II
групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья или
профессионального заболевания, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов,
инвалидов с детства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29
декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения
в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской
Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после
введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным
федеральным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №
189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и
жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют
право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых
помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не
допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет
определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации
перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых
помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О
некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного
кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного
закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в
служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им
до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с
названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1
статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять
на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не
могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях
без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось
законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением
другого жилого помещения, были определены статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР.
В частности, согласно статье 108 Жилищного кодекса РСФСР
выселению из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения по
договору социального найма не подлежали, в том числе, пенсионеры по старости, персональные
пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено
служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп
из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими
вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13
Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии
(невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления
другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо,
чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного
кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и
после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии,
если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской
Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют
право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории
граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если
гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как
малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом,
указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской
Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на
учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Поскольку Мельникову А.В. жилье предоставлялось на время
службы, с которой он уволился по выходу на пенсию по выслуге лет, и
оснований, при которых невозможно выселение граждан из
служебных жилых помещений и жилых помещений без предоставления им другого
жилья, не имелось, суд первой инстанции обоснованно выселил ответчика из
квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того, как установлено по материалам дела ответчик на
учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Супруга Мельникова А.В. -
Мельникова М.Ю. и дети ответчика Мельникова В.А. и Мельникова А.В. имеют в
собственности по 30/400 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом,
площадью 127,10 кв.м по адресу: ***
При установленных выше обстоятельствах, суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о наличии правовых
оснований для выселения ответчика из занимаемого им служебного помещения без
предоставления другого жилья.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы, приведенные Мельниковым А.В. в апелляционной жалобе,
не могут повлечь отмену решения суда.
Ответчик не относятся к лицам, которые не могут быть
выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, ни по
нормам Жилищного кодекса РСФСР (статья 108), ни по нормам действующего
Жилищного кодекса РФ (статья 103). Материалы дела не содержат сведений о том,
что на момент увольнения ответчик состоял в органах местного
самоуправления, на учете нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, указанная
норма закона к возникшим правоотношениям не применима.
Положениями Жилищного кодекса РФ, действующими с 01.03.2005,
также не предусмотрены основания, в силу которых сотрудники федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы при наличии у них
определенной выслуги лет подлежат выселению из служебного жилого помещения
только с предоставлением иного жилого помещения, поэтому довод апелляционной
жалобы, указывающий на это, также подлежит отклонению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку
установленных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств, в связи с чем являются несостоятельными. Как
было установлено судом, спорное жилое
помещение было предоставлено ответчику для временного проживания на период
трудовых отношений с истцом, после прекращения которых, законных оснований для
занятия жилого помещения, у ответчика не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену судебного постановления, судом не допущено, не является таковым и
указание в апелляционной жалобе на отказ суда в принятии встречных требований.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2022 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Мельникова Александра Викторовича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9
сентября 2022 года.