Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 13.09.2022, опубликован на сайте 19.09.2022 под номером 101726, 2-я гражданская, о признании бездействий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2022-000366-74                                                                                                  

Судья Трубачева И.Г.                                                                    Дело № 33а-3540/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            13 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,                       

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Насыбулловой  Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года по делу № 2а-1-234/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, родников расположенных по адресу: *** незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в срок до 31 декабря       2023 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, а именно: родников, расположенных по адресу: ***, обеспечить ограждение первого пояса санитарно-защитной зоны вышеуказанного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  представителя администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области - Новичковой  Т.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,   возражения  представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  - Крыгиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование иска указало, что в ходе рассмотрения поступившего в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе обращения по качеству питьевой воды в с.Полдомасово  установлено, что ограждение одного родника имеет повреждение, частично разрушено, у второго родника ограждение отсутствует, имеется свободный доступ на родники, расположенные по адресу: ***

Проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в с.Полдомасово не разрабатывались из-за дефицита бюджета муниципального образования.

Использование в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области родников, расположенных по адресу: ***, в отсутствие вышеуказанных документов представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Административный истец просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, возложить обязанность  разработать   проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, родников расположенных по адресу: ***, обеспечить ограждение первого пояса санитарно-защитной зоны вышеуказанного источника питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                     ООО «Симбирский мясной двор»,  Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрация            муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что родник, из которого осуществляется подача воды, имеет ограждение, и доступ к нему ограничен. В соответствии с проектом «Строительство водовода, водопроводных сетей и сооружений в с.Полдомасово» водоснабжение от родников с.Полдомасово не предусматривается. 

Администрацией района предприняты все меры по организации решения вопроса водоснабжения населения в с.Полдомасово питьевой водой, в связи с чем разработка проектов зон санитарной охраны для родников является нецелесообразным и приведет к необоснованным тратам бюджетных средств, поскольку родники не будут задействованы в системе водоснабжения                                  с.Полдомасово.  Указывает на невозможность исполнения решения суда. Родники не являются собственностью муниципального учреждения  администрация «Ульяновский район», местоположение их не определено.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание кроме представителя администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области и представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п.105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу п.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В силу ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения муниципальных районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.2 ст.23  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой годы, соответствующей установленным требованиям.

Судом установлено, что источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения  с.Полдомасово являются  два родника, расположенные по адресу: ***.

При рассмотрении поступившего в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе обращения  граждан по качеству питьевой воды с.Полдомасово специалистом территориального отдела установлено, что ограждение одного родника имеет повреждение, частично разрушено, у второго родника ограждение отсутствует, имеется свободный доступ на родники, расположенные по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с.Полдомасово.

Проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в с.Полдомасово не разрабатывались.

Удовлетворяя требования  административного истца, суд пришел к выводу о бездействии   администрации  муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта и возложил на ответчика   обязанность разработать  данные  проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения,  обеспечить  ограждение  первого пояса санитарно-защитной  зоны.

Судебная коллегия соглашается с данными вывода суда первой инстанции, в том числе  находит разумным установленный судом срок для выполнения требований  до  31 декабря  2023 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы  разработка  проекта зон санитарной  охраны  источников  питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения  населенных пунктов  является обязательным к исполнению требованием санитарного законодательства.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников  питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения  возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст.27  Водного кодекса Российской Федерации и  Федерального закона от 06.10.2004 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

До окончания строительства нового водопровода обеспечение водоснабжения с.Полдомасово Ульяновского района осуществляется за счет  данных родников.

Указания в апелляционной жалобе на то, что координаты источников  не определены, что будет препятствовать исполнению решения суда, не опровергают выводов суда о необходимости  разработать проект  зон санитарной  охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжении с. Полдомасово. При наличии каких-либо препятствий к исполнению решения суда, они могут быть устранены посредством обращения за разъяснением решения суда.

В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 мая                 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  15.09.2022.