Судебный акт
Оспаривание решения Совета депутатов
Документ от 09.09.2022, опубликован на сайте 14.09.2022 под номером 101671, 2-я гражданская, о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Старомайнское городское поселение о назначении председателя Контрольно-ревизионной комиссии МО Старомайнское городское поселение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-02-2022-000352-13

Судья Калянова Л.А.                                                                    Дело № 33а-3300/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              9 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  муниципального  учреждения Совет  депутатов  муниципального образования  «Старомайнское городское поселение»  на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2022 года по делу № 2а-2216/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования муниципального учреждения администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области к муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» о признании незаконным решения о назначении председателя контрольно-ревизионной комиссии удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 25.11.2021 № 47 «О председателе Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» незаконным со дня вступления в силу решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области  - Завьяловой  М.С.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поседение» о признании незаконным решения  от 25.11.2021  № 47 о назначении    председателя контрольно-ревизионной комиссии МО «Старомайнское городское поселение».

Требования мотивированы тем, что 25.11.2021 на внеочередном заседании Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»  на должность  председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» назначен Базанов Н.Б.

Полагает неправомерным назначение Базанова Н.Б. по причине не соблюдения процедуры, предшествующей его назначению на муниципальную должность. Считает, что действиями председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» создаются препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, незаконно возлагаются обязанности по предоставлению бюджетной отчетности.

Кандидатура Базанова Н.Б. не рассматривалась надлежащим образом ввиду отсутствия Порядка рассмотрения кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, который предусматривал бы, в том числе, перечень документов, процедуру рассмотрения представленных кандидатами документов, и порядок принятия решений по результатам их рассмотрения.

Полагает, что проверка, подтверждающая соответствие кандидата               Базанова Н.Б. требованиям, установленным ст.7 Федерального закона от 07.02.2011  № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не проводилась, а решение не принималось.

Просила  признать незаконным со дня вступления в силу решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 25.11.2021 № 47 «О председателе контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» не соглашается с решением суда, просит решение  отменить.

В апелляционной  жалобе указывает, что решение суда является незаконным, поскольку вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Ссылается на нарушении сроков подачи административного иска. Считает, что судом неправомерно рассмотрен административный иск, поскольку по правилам рассмотрения Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации  не подлежат рассмотрению служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной и муниципальной служб.  Вывод суда о нарушении процедуры назначения председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» не соответствует действительности. Решение об избрании  председателем  контрольно-ревизионной комиссии   Базанова Н.Б. права, свободы и интересы административного истца не  затрагивает.

В возражениях на апелляционную жалобу  администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области  просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание кроме представителя администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст. ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.3 ст.35 вышеуказанного Федерального закона  представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В силу Федерального закона от 07.02.2011    6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающего основы организации и деятельности контрольно-счетных органов, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (ч.2 ст.3); должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.5); председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (ч.6 ст.6); на данные должности назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции (ч.2 ст.7); на должностных лиц контрольно-счетных органов распространяются гарантии профессиональной независимости (ч.4 ст.8); при этом они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч.7 ст.7).

В соответствии с ч.7 ст.6 Федерального закона от 07.02.2011    6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования: председателем представительного органа муниципального образования; депутатами представительного органа муниципального образования - не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования; главой муниципального образования.

Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от 07.02.2011    6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом представительного органа муниципального образования (ч.10 ст.6 Федерального закона от 07.02.2011    6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).

Кандидаты на должности председателя контрольно-счетной палаты представляют документы в соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, проверка достоверности и полноты которых осуществляется в порядке, предусмотренном в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (ст.3 Порядка).

Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что  решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 15.12.2020 № 52  утверждено Положение о контрольно-счетном органе муниципального образования  «Старомайнское городское поселение».

10.11.2021 состоялась  комиссия по проведению конкурса на замещение муниципальной должности МО «Старомайнское городское поселение» с участием              3 депутатов с правом решающего голоса.

На повестку был поставлен вопрос о проведении конкурса на замещение муниципальной должности председателя  контрольно-счетного  органа  муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

На заседании рассмотрены  две кандидатуры: Базанова Н.Б. и                        Удовиченко С.А., с учетом высшего профильного образования, стажа муниципальной службы, стажа работы по специальности, не менее 10 лет, направлению; подготовки; знаний и умений, необходимых для работы на вышеуказанной должности; знания законодательства Российской Федерации.

Единогласно принято решение и одобрена кандидатура к назначению на муниципальную должность председателя контрольно-ревизионной комиссии  Базанова Н.Б. 

24.11.2021 от Базанова Н.Б. на имя Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» поступило заявление о принятии его на муниципальную службу 26.11.2021 в порядке перевода.

25.11.2021 проведено внеочередное 39 заседание Совета депутатов муниципального образования  «Старомайнское городское поселение» 4 созыва.

Повестка дня состояла из трех вопросов. 1 вопрос – о внесении  изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 17.12.2020 № 65 «О бюджете муниципального образования «Старомайнского городское поселение на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

2 вопрос - о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Базанова Н.Б..

3 вопрос - о председателе контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

По итогам голосования приняты решения  о  досрочном прекращении полномочий депутата муниципального образования  «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Базанова Н.Б. на основании его личного заявления и о председателе контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение», которым на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» назначен Базанов Н.Б.

Решения опубликованы в газете «Муниципальный вестник Заволжья»                        № 142 от 26.11.2021.

На основании распоряжения № 26-лс от 26.11.2021 главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Базанов Н.Б. назначен на замещаемую высшую муниципальную должность муниципальной службы председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» 26.11.2021 в порядке перевода.

Удовлетворяя  административные исковые  требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам, поскольку, в нарушение                  ст.6 Федерального закона № 6-ФЗ предложение о кандидатуре Базанова Н.Б. в Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии  не вносилось. Проверка достоверности и полноты сведений, представленных претендентом на замещение должности муниципальной службы Базановым Н.Б. не проводилась. Его кандидатура на соответствие занимаемой  должности была рассмотрена не в полном объеме, как это предусмотрено ч.1 ст.6 Положения о Контрольно-счетном органе муниципального образования «Старомайнское городское поселение». Кандидатура Базанова Н.Б. не рассматривалась надлежащим образом ввиду отсутствия Порядка рассмотрения кандидатур на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии.

Установив, что процедура назначения Базанова Н.Б. на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования  «Старомайнское городское поселение» нарушена, суд признал решение  № 47 «О  председателе контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении процедуры  назначения   на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

В соответствии с Регламентом Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», утвержденным  решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 12.08.2009 № 29-07-09 председатель постоянного комитета (комиссии)  приглашает для участия в заседании представителей населения муниципального образования, государственных органов, должностных лиц местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, специалистов и экспертов (п.4.5).

В исключительных случаях, Главой поселения по собственной инициативе или по инициативе не менее одной трети депутатов Совета депутатов может  быть созвано внеочередное заседание Совета депутатов, с указанием повестки дня  заседания и внесением пакета документов в Совет не менее чем за 3 дня до его проведения (п.10.4).

Как следует из материалов дела,  административный истец не был уведомлен о дате  заседания  внеочередного   собрания, а также о повестке  дня.

Извещение ответчиком не направлялось на официальную электронную почту администрации  «Старомайнский район» Ульяновской области.

Направление извещения о времени и месте проведения собрания на  электронную почту Орготдела Старомайнский район  с повесткой дня (1 вопрос) не свидетельствует о надлежащем извещении администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

Рассматривая 10.11.2021 кандидатуру Базанова Н.Б. на должность   председателя контрольно-ревизионной комиссии не было учтено, что на тот момент он являлся депутатом, и не мог  занимать муниципальную должность. Полномочия  депутата Базанова  Н.Б. досрочно прекращены лишь на внеочередном  39 заседании Совета депутатов муниципального образования  «Старомайнское городское поселение» 4 созыва, которое состоялось  25.11.2021.

Порядок рассмотрения кандидатур  на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии  муниципального образования «Старомайнское городское поселение» не принимался Советом депутатов муниципального образования  «Старомайнское городское поселение»  в установленном законом порядке.

Доводы о пропуске срока  обращения в суд не могут быть приняты во внимание, поскольку  административный  истец не был  уведомлен о времени и месте внеочередного заседания Совета депутатов. Суд восстановил срок для обращения в суд, признав причины  пропуска уважительными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, критерием правильного определения вида судопроизводства является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Предмет административного иска, содержание и обоснование заявленных административным истцом требований свидетельствуют о правильном избрании вида судопроизводства. Нарушений норм процессуального права, в том числе при выборе вида судопроизводства, судом  не допущено, дело верно рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

Доводы административного ответчика о том, что администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области не вправе была обращаться в суд с настоящим иском,  являются  несостоятельными.

В силу ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  в которой в качестве участника бюджетного процесса  поименованы исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, администрация муниципального образования «Старомайнский район» является исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования  «Старомайнское городское поселение». Избрание  председателя контрольно-ревизионной комиссии затрагивает права и интересы административного  истца.

Вместе с тем,  поскольку  процедура назначения Базанова Н.Б.  на должность председателя контрольно-ревизионной  комиссии  нарушена,  решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 25.11.2021 № 47 «О председателе Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение» признано незаконным, то  решение  суда  подлежит  изменению с указанием о  незаконности  данного  решения с даты его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2022 года  изменить.

Признав незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 25.11.2021 № 47 «О председателе Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение»  с даты его принятия.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования  «Старомайнское городское поселение»  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено  12.09.2022.